О РОЛИ ФОРМ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ В ВОПРОСАХ ВЫЯВЛЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ В ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

В статье проанализированы формы таможенного контроля, затронута проблема их официального определения, проведен сравнительный анализ форм таможенного контроля, предусмотренных ТК ЕАЭС в сравнении с ТК ТС, дана оценка их значимости в обеспечении законности при перемещении товаров через таможенную границу и выявления нарушений таможенных правил.

О РОЛИ ФОРМ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ В ВОПРОСАХ ВЫЯВЛЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ В ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

УДК 342

Ратников Сергей Вадимович

Ростовский филиал Российской таможенной академии

Юридический факультет

студент магистратуры

г. Ростов-на-Дону, Россия

E-mail: avalon0795@gmail.com

ON THE ROLE OF CUSTOMS CONTROL IN THE IDENTIFICATION OF ADMINISTRATIVE OFFENSES COMMITTED IN THE AREA OF CUSTOMS AFFAIRS

Ratnikov Sergey Vadimovich

Rostov branch of the Russian customs Academy

Law faculty

master’s student

Rostov-on-don, Russia

E-mail: avalon0795@gmail.com

АННОТАЦИЯ

В статье проанализированы формы таможенного контроля, затронута проблема их официального определения, проведен сравнительный анализ форм таможенного контроля, предусмотренных ТК ЕАЭС в сравнении с ТК ТС, дана оценка их значимости в обеспечении законности при перемещении товаров через таможенную границу и выявления нарушений таможенных правил.

ABSTRACT

The article analyzes the forms of customs control, the problem involved is their official definition, the comparative analysis of forms of customs control stipulated by the customs code of the EAEU compared to the customs Union, the estimation of their importance in ensuring the rule of law for the movement of goods across the customs border and detect violations of customs regulations.

Ключевые слова: таможенное дело, таможенные органы, таможенный контроль, формы, административные правонарушения, выявление

Keywords: customs, customs authorities, customs control, forms, administrative offenses, identification.

Согласно положениям, предусмотренным п.1 ч.1 ст.28.1 КоАП РФ, одними из поводов к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностным лицом, которое имеет полномочия на составление протоколов об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения. В сфере таможенного дела такое непосредственное обнаружение административно наказуемых деяний происходит в процессе осуществления таможенного контроля.

Выполняя функцию государственного контроля, таможенники проводят таможенный контроль путем применения различных форм таможенного контроля и мер обеспечения его проведения [1, С.86].

Применение форм таможенного контроля в деятельности таможенных органов является одним из важнейших и основных средств выявления административных правонарушений и даже преступных деяний, совершаемых в области таможенного дела.

Вполне можно согласиться с мнением авторов, подчеркивающих, что формы, наряду со способами и средства определяют совокупность мер таможенного контроля как самостоятельно вида государственного контроля [2, С.323].

Как известно, основные термины и их определения в области таможенного дела, сегодня перечислены в ст.2 Таможенного кодекса ЕАЭС, но если определение такому термину как «таможенный контроль» официально в их числе прописано, то определения формам таможенного контроля нет в указанной норме, как нет его и непосредственно в главе 45 Таможенного кодекса ЕАЭС, предусматривающей перечень форм таможенного контроля, их содержание, порядок применения.

В связи с этим в научных трудах, посвященных проблемам правового регулирования таможенного дела поднимается проблема отсутствия данного официального определения и предлагаются различные авторские варианты определения формам таможенного контроля. Так, О.В. Гречкиной под формой таможенного контроля предложено понимать «направление деятельности должностного лица таможенного органа, включающее применение определенных методов, средств и способов в целях проверки соблюдения субъектами внешнеэкономической деятельности таможенного законодательства» [3, С.104]. А.А. Костин предлагает свое авторское определение, где под формой таможенного контроля понимает «регламентированный нормами таможенного законодательства комплекс методов, приемов и способов организации, проведения (осуществления) и формального закрепления результатов мероприятий таможенного контроля, представляющий собой единую совокупность действий таможенных органов по выполнению конкретной задачи таможенного контроля» [4, С.76]. Согласно мнению А.Р. Хайровой «форма таможенного контроля — это направление деятельности должностного лица, которое включает в себя использование определенных методов, средств, и способов для выявления нарушений таможенного законодательства» [5, С.324].

Обсуждая определение формам таможенного контроля нельзя не сказать, что встречаются и мнения относительно того, что в связи с многозначностью термина «форма таможенного контроля» от него необходимо отказаться, а в качестве альтернативы термину «форма таможенного контроля» использовать термин «таможенное действие» [6, С.138].

Сложно разделить такую позицию, поскольку термин «формы таможенного контроля» давно официально применяется в отечественном таможенном законодательстве (официально данный термин был применен впервые еще в Таможенном кодексе РФ 1993 г.), поэтому замена данного термина на какой-либо иной не представляет целесообразности.

Относительно самой сущности форм таможенного контроля, наверное, можно согласиться с авторами, считающими, что формы таможенного контроля представляют собой реализацию функций таможенного контроля таможенными органами [7, С.97].

Теперь непосредственно относительно перечня (видов) форм таможенного контроля. Сегодня их семь и все они предусмотрены ТК ЕАЭС. Нельзя не отметить, что их стало гораздо меньше в сравнении с ТК ТС, где их было двенадцать (См.: Таблица 1).

Таблица 1

Формы таможенного контроля

ФОРМЫ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ
ТК ТС ТК ЕАЭС
  • проверка документов и сведений;
  • устный опрос;
  • получение объяснений;
  • таможенное наблюдение;
  • таможенный осмотр;
  • таможенный досмотр;
  • личный таможенный досмотр;
  • проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков;
  • таможенный осмотр помещений и территорий;
  • учет товаров, находящихся под таможенным контролем;
  • проверка системы учета товаров и отчетности;
  • таможенная проверка.
  • получение объяснений;
  • проверка таможенных, иных документов и (или) сведений;
  • таможенный осмотр;
  • таможенный досмотр;
  • личный таможенный досмотр;
  • таможенный осмотр помещений и территорий;
  • таможенная проверка.

Вместе с тем нельзя не сказать о том, что формы таможенного контроля ТК ТС не вошедшие в ТК ЕАЭС, не «ушли» полностью из нового Кодекса. Они вошли в новую главу ТК ЕАЭС (глава 46) и теперь является мерами, обеспечивающими таможенный контроль.

Общий порядок применения форм таможенного контроля прописан в ст.310 ТК ЕАЭС. Так, здесь предусмотрено, что таможенный контроль проводится таможенными органами в отношении объектов таможенного контроля (все они перечислены в ст.311 ТК ЕАЭС) с применением к ним определенных форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля. Так же в ст.310 ТК ЕАЭС сказано, что в целях выявления товаров, незаконно перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, таможенный контроль может проводиться в отношении физических лиц, пересекающих таможенную границу. Так же в данной норме прописано, что при выборе как объектов таможенного контроля, так и форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, используется система управления рисками (СУР).

Важным положением относительно применения форм таможенного контроля сегодня является п.6 ст.310 ТК ЕАЭС, где прописано, что таможенный контроль в форме проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, а если это установлено законодательством государств-членов Союза о таможенном регулировании, то и таможенный контроль в том числе и в других его формах или с применением мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, может проводиться таможенными органами с использованием информационной системы таможенных органов без участия должностных лиц таможенных органов.

При применении форм таможенного контроля таможенным органам не требуется каких-либо разрешений, предписаний либо постановлений иных государственных органов государств-членов Союза на их проведение (п.9 ст.310 ТК ЕАЭС).

В процессе применения форм таможенного контроля не допустимо причинение неправомерного вреда участникам таможенных правоотношений, а также проверяемым товарам и транспортным средствам, что вытекает из требований п.11 ст.310 ТК ЕАЭС.

Еще очень важным правилом применения форм таможенного контроля является то, что они применяются всегда в зонах таможенного контроля или в иных местах, допустимых таможенным законодательством. Исходя же из положений ст.319 ТК ЕАЭС зоны таможенного контроля бывают постоянными и временными. Вне зон таможенного контроля допустимо применение только тех форм таможенного контроля и в тех местах, которые непосредственно прописаны в ст.319 ТК ЕАЭС (См.: Таблица 2).

Таблица 2

Формы таможенного контроля, допустимые к проведению вне зон таможенного контроля

БЕЗ СОЗДАНИЯ ЗОН ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ДОПУСТИМО ПРОВОДИТЬ
таможенный осмотр в тех случаях, когда он осуществляется в рамках выездной таможенной проверки либо в случае остановки транспортного средства вне зоны таможенного контроля согласно п.1 ст.355 ТК ЕАЭС, а также в случаях обнаружения товаров, перемещенных через таможенную границу ЕАЭС с нарушением законодательства.
таможенный досмотр в тех случаях, когда он проводится в рамках такой формы таможенного контроля как «таможенный осмотр помещений и территорий» и (или) в ходе выездной таможенной проверки либо в случаях остановки транспортного средства вне границ зон таможенного контроля согласно п.1 ст.355 ТК ЕАЭС, а также при обнаружении товаров, которые были перемещены через таможенную границу ЕАЭС с нарушением законодательства.

Согласно п.13 ст.310 ТК ЕАЭС результаты применения форм таможенного контроля, оформляются путем составления таможенных документов установленной формы (как правило, это акт) или иным способом.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что формы таможенного контроля в сфере таможенного дела и непосредственно института таможенного контроля предназначены для обеспечения законности в совершении таможенных операций и выявления нарушений таможенных правил в области таможенного дела. Официального определения такому термину как «форма таможенного контроля» ТК ЕАЭС, равно как и законодательство РФ в области таможенного дела не дает, в чем, собственно не усматривается большой проблемы, т.к. все формы таможенного контроля перечислены и подробно регламентированы ТК ЕАЭС.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.Тюкавкин-Плотников А.А., Шаманова М.А. Формы таможенного контроля в свете изменений таможенного законодательства // Культура. Наука. Образование. 2018. №4 (49). С.86-111.

2.Руднева З.С. Формы, средства и способы таможенного контроля // Таможенное дело и внешнеэкономическая деятельность компаний. 2017. №1 (2). С.317-327.

3. Гречкина О.В. О соотношении и взаимосвязи форм таможенного контроля и мер административно-правового принуждения // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. 2009. №19 (152). С.104-107.

4. Костин А.А. Форма, метод и способ проведения таможенного контроля: соотношение и дефиниции // Российский внешнеэкономический вестник. 2013. №6. С.73-79.

5.Хайрова А.Р. Форма таможенного контроля как проявление дисциплинированности должностных лиц таможенных органов // Современные научные исследования и разработки. 2018. №2 (19). С.324-327.

6. Галузо В.Н., Канафин Н.А. О несовершенстве термина «форма таможенного контроля» в таможенном законодательстве Таможенного союза и в законодательстве Российской Федерации о таможенном деле // Аграрное и земельное право. 2015. №6 (126). С.133-138.

7. Левина М.С., Паулов П.А. Правовое значение форм таможенного контроля // Материалы 13-й международной научно-практической конференции «Правовое регулирование деятельности хозяйствующего субъекта». г.Самара, 27-28.11.2014. С.96-98.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *