СПОСОБЫ ВЫЯВЛЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

В данной статье анализируются способы выявления административных правонарушений, совершаемых в сфере таможенного дела. Сделаны авторские выводы относительно наиболее часто применяемых и эффективных способов выявления таможенниками фактов нарушения таможенных правил.

СПОСОБЫ ВЫЯВЛЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

УДК 342

Ратников Сергей Вадимович

Ростовский филиал Российской таможенной академии

Юридический факультет

студент магистратуры

г. Ростов-на-Дону, Россия

E-mail: avalon0795@gmail.com

METHODS OF DETECTION OF ADMINISTRATIVE OFFENSES IN THE FIELD OF CUSTOMS

Ratnikov Sergey Vadimovich

Rostov branch of the Russian customs Academy

Law faculty

master’s student

Rostov-on-don, Russia

E-mail: avalon0795@gmail.com

АННОТАЦИЯ

В данной статье анализируются способы выявления административных правонарушений, совершаемых в сфере таможенного дела. Сделаны авторские выводы относительно наиболее часто применяемых и эффективных способов выявления таможенниками фактов нарушения таможенных правил.

ABSTRACT

This article analyzes the ways to identify administrative offenses committed in the field of customs. The author’s conclusions about the most frequently used and effective ways to identify customs officers violations of customs rules.

Ключевые слова: таможенное дело, таможенные органы, таможенные правила, административные правонарушения, выявление, способы, особенности, эффективность

Keywords: customs, customs authorities, customs rules, administrative offenses, identification, methods, features, efficiency.

Одним из основных и важнейших показателей правоохранительной деятельности таможенных органов является выявление и документирование административных правонарушений, совершаемых в области таможенного дела. Правы авторы, отмечающие, что диапазон выявляемых, возбуждаемых и расследуемых дел об административных правонарушениях у таможенников нашей страны довольно широкий, что требует от должностных лиц таможенных органов обширных знаний в разных областях, выражающихся в способности назначения различных экспертиз и формулировании соответствующих вопросов эксперту, принятия решений о приостановлении выпуска товаров, продлении срока проведения проверки, о применении конкретных форм таможенного контроля [1, С.42].

Нельзя не отметить так же и то, что должностные лица таможенных органов сегодня наделены правом составления не только протоколов об административных правонарушениях в области таможенного дела (глава 16 КоАП РФ), но и по целому ряду составов из других глав Кодекса (п.12 ч.2 ст.28.3 КоАП РФ). Так, в 2018 г. российскими таможенниками было возбуждено всего 143 148 дел об административных правонарушениях, из них по составам административных правонарушений в области таможенного дела (глава 16 КоАП РФ), немногим более половины – 73 464 дела (См.: Диаграмма 1), остальные, соответственно по составам административных правонарушений других глав КоАП РФ [2].

Диаграмма 1

Способы выявления административных правонарушений в области таможенного дела вытекают из положений ст.28.1 КоАП РФ, а именно из предусмотренных данной нормой поводов к возбуждению дел об административных правонарушениях. Так, исходя из п.1 ч.1 ст.28.1 КоАП РФ первым поводом к возбуждению дела являются случаи, когда должностным лицом, уполномоченным на составление протокола об административном правонарушении, непосредственно обнаружено событие административного правонарушения. В сфере таможенного дела такие административные правонарушения непосредственно выявляются, прежде всего, при проведении таможенного контроля путем применения форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих его проведение. Путем применения этих форм и мер как раз непосредственно происходит выявление и процессуальная фиксация фактов нарушения таможенных правил участниками таможенных правоотношений.

Останавливаясь подробнее на формах таможенного контроля, прежде всего, скажем, что сегодня их семь (ст.322 ТК ЕАЭС).

Получение объяснений (ст.323 ТК ЕАЭС) – это форма таможенного контроля, при которой таможенником опрашивается лицо наличии имеющих значение для таможенного контроля сведений. Оформляется такая форма таможенного контроля на бланк объяснения.

Проверка таможенных, иных документов и (или) сведений (ст.324 ТК ЕАЭС) – это форма таможенного контроля, причем наиболее часто применяемая таможенными органами, в процессе которой проверяется достоверность заполнения таможенной декларации, а также других документов, предоставляемых лицами таможенным органам, для перемещения товаров через таможенную границу. Особенности проведения данной формы таможенного контроля помимо ст.324 также дополнительно прописаны в ст.325 и ст.326 ТК ЕАЭС.

Таможенный осмотр (ст.327 ТК ЕАЭС) – это так же одна из наиболее часто применяемых таможенниками форм таможенного контроля, которая заключается в визуальном внешнем осмотре товаров, багажа, транспортных средств перевозки товаров, таможенных пломб и печатей, а также иных средств таможенной идентификации без их вскрытия.

Таможенный досмотр (ст.328 ТК ЕАЭС) – это форма таможенного контроля, которая в отличие от таможенного осмотра заключается в осмотре товаров, транспортных средств, багажа со вскрытием контейнеров, емкостей и т.д.

Личный таможенный досмотр (ст.329 ТК ЕАЭС) – это исключительная форма таможенного контроля, которая применяется в целях обнаружения незадекларированных товаров, перемещаемых через таможенную границу физическими лицами при себе, к примеру, под своей одеждой. Особенностью данной формы таможенного контроля является то, что она всегда проводится таможенником одного пола с полом досматриваемого лица в присутствии двух понятых того же пола.

Таможенный осмотр помещений и территорий (ст.330 ТК ЕАЭС) — это форма таможенного контроля, которая проводится в виде визуального осмотра помещений и территорий, а также находящихся в этих местах товаров и (или) документов.

Таможенная проверка (ст.331 ТК ЕАЭС) — это форма таможенного контроля, проводимая таможенным органом после выпуска товаров с применением других форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих его проведение. Данная форма таможенного контроля заключается в сопоставлении сведений, которые заявлены в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенным органам документах, и (или) иных сведений, представленных таможенному органу или полученных им в соответствии с таможенными правилами, с документами и (или) данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами и иной информацией. Нельзя не отметить, что таможенная проверка как форма таможенного контроля сегодня в ТК ЕАЭС получила наиболее широкую регламентацию в сравнении с другими формами, т.к. вопросам ее проведения помимо ст.331 посвящены так же ст.332-337 ТК ЕАЭС.

Помимо форм таможенного контроля в настоящее время на выявление нарушений таможенных правил в ТК ЕАЭС нацелены так же и меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля (глава 46 ТК ЕАЭС). Данные меры в рамках проведения таможенного контроля могут применяться как для обеспечения применения форм, так и самостоятельно. ТК ЕАЭС сегодня предусматривает тринадцать таких мер (ст.338 ТК ЕАЭС), причем оставляя перечень этих мер открытым, с предоставлением права установления дополнительных мер на уровне национального законодательства о таможенном деле в государствах-членах нашего Союза. Для российских таможенников Федеральным законом от 03.08.2018 №289-ФЗ предусмотрено две такие дополнительные меры:

— проверка маркировки товаров;

— изъятие таможенных, транспортных, коммерческих документов, средств идентификации для проведения таможенной экспертизы.

Говоря об особенностях выявления административных правонарушений, совершаемых в области таможенного дела нельзя не сказать о роли в этом вопросе таможенной экспертизы. Ведь, таможенная экспертиза, как справедливо подчеркивают в своих научных трудах некоторые авторы, способствует выявлению правонарушений и обеспечению профилактических мер по устранению этих нарушений [3, С.100].

Вполне можно согласиться с учеными, называющими таможенную экспертизу в качестве существенного способа обнаружения правонарушений, совершаемых в сфере таможенного дела. Путем проведения таможенных экспертиз выявляются такие нарушения таможенных правил как: декларирование товара не своим наименованием, по иному коду ТН ВЭД, ложное указание страны происхождения и т.д. Экспертные исследования позволяют выявить те нарушения, которые не может выявить инспектор таможни самостоятельно, так как он не располагает особыми знаниями по идентификации товаров, не владеет надлежащей лабораторной техники [4, С.34].

Далее ст.28.1 КоАП РФ в качестве повода к возбуждению дела об административном правонарушении предусматривает поступающие из правоохранительных органов и из других государственных органов, муниципалитетов, общественных объединений, содержащих данные о событии административного правонарушения. Здесь в первую очередь актуально говорить о поступлении таких материалов в отделы административных расследований таможенных органов из других правоохранительных подразделений данного ведомства (отделов дознания, оперативных подразделений), что говорит о важности эффективного взаимодействия подразделений таможенных органов.

О совершенствовании взаимодействия подразделений справедливо говорится в своих научных трудах некоторыми авторами [5, С.188]. О важности эффективного взаимодействия ОАР и отделов дознания таможенных органов в одном из своих трудов отмечается Д.А. Авдониным, подчеркивая, что практика борьбы с таможенными правонарушениями указывает на наличие нередких фактов того, что «…по одному и тому же факту правонарушения возбуждается дело об административном правонарушении в отношении юридического лица и уголовное дело в отношении физического лица, являющегося законным представителем этого юридического лица. В этих случаях возникают ситуации, когда одни и те же товары, транспортные средства, или орудия совершения правонарушения являются вещественными доказательствами как по уголовному делу, так и по делу об административном правонарушении. Обстоятельства, подлежащие доказыванию по уголовному делу и делу об административном правонарушении, также в основном совпадают. Кроме того, одни и те же лица являются свидетелями как по уголовному делу, так и по делу об административном правонарушении. Указанные обстоятельства обуславливают необходимость исследования особенностей взаимодействия подразделений административного расследования и дознания» [6, С.3].

Поскольку в качестве поводов к возбуждению дела об административном правонарушении ст.28.1 КоАП РФ предусматривает сообщения, заявления как физических, так и юридических лиц, а также сообщения в СМИ, содержащие сведения, которые указывают на наличие события административного правонарушения, соответственно, можно говорить о таком способе выявления административных правонарушений в области таможенного дела, как анализ обращений в таможенные органы и анализ СМИ, однако, представляется, что в практическом плане это вряд ли представляет достаточную актуальность для практических работников таможенных органов.

Таким образом, в результате исследования в рамках данной статьи особенностей выявления административных правонарушений в области таможенного дела можно сделать вывод о том, что несмотря на достаточно широкий спектр возможных способов их выявления таможенными органами, наиболее часто применяемыми и эффективными в деятельности таможенных органов являются применение форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, а также назначение и проведение таможенной экспертизы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.Немирова Т.А., Гольтяпина И.Ю., Базиль В.В. Актуальные вопросы выявления административных правонарушений в сфере таможенного дела // Эпоха науки. 2018. №16. С.41-46

2. Официальный сайт ФТС России // Деятельность / Правоохранительная деятельность / Информация УТРД / Показатели правоохранительной деятельности таможенных органов РФ за 2018 г. URL: http://customs.ru/activity/pravooxranitel-naya-deyatel-nost-/informacziya-upravleniya-tamozhennyx-rassledovanij-i-doznaniya/document/171637

3. Магомедов И.Р. Роль таможенной экспертизы в выявлении административных правонарушений // Зеленый коридор. 2017. №2. С.100-104

4. Красота Т.Г., Красота Ю.Л. Таможенные правонарушения: выявление и предупреждение: монография. – Ульяновск: Зебра, 2017. 166 с.

5. Макаренко В.Г. Взаимодействие должностных лиц правоохранительных и криминалистических подразделений в процессе выявления таможенных преступлений и административных правонарушений // Публичное и частное право. 2016. №2 (30). С.188-192

6. Авдонин Д.А. К вопросу о взаимодействии органов дознания с подразделениями административных расследований ФТС России // Транспортное дело России. 2006. №11-1. С.3-4

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *