МОТИВАЦИОННЫЙ КРИТЕРИЙ И ЕГО ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

В статье рассматриваются вопросы профессионального самоопределения курсантов военных вузов в процессе профессиональной подготовки, доминирующие мотивы, определяющие направленность курсантов, способствующих формированию ценностных установок через его сознательную, учебную, познавательную деятельность. Обозначена необходимость разработки критериев и показателей оценки профессионального самоопределения курсантов военных вузов, представлены результаты эмпирического исследования.

МОТИВАЦИОННЫЙ КРИТЕРИЙ И ЕГО ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

УДК 337.12

Бессонова Анна Владимировна

адьюнкт заочного обучения

Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии РФ

г. Хабаровск, Россия

E-mail: bessonova_AV@inbox.ru

Научный руководитель: Поминова Ольга Леонидовна

доктор педагогических наук, доцент

Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии РФ

кафедра теории и методики непрерывного профессионального образования

г. Санкт-Петербург, Россия

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются вопросы профессионального самоопределения курсантов военных вузов в процессе профессиональной подготовки, доминирующие мотивы, определяющие направленность курсантов, способствующих формированию ценностных установок через его сознательную, учебную, познавательную деятельность. Обозначена необходимость разработки критериев и показателей оценки профессионального самоопределения курсантов военных вузов, представлены результаты эмпирического исследования.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, мотивационная сфера, критерии и показатели оценки профессионального самоопределения курсантов

Понятие «Профессиональное самоопределение», главное назначение которого в постепенном формировании у человека внутренней готовности самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного, личностного), применимо к длительному периоду жизни человека — от появления зачатков профессиональных интересов и склонностей в детском возрасте до утверждения в избранной сфере профессиональной деятельности и дальнейшей профессиональной идентификации себя в избранной профессии.

Значимыми факторами профессионального становления военнослужащего являются осознанные и адекватные, с точки зрения согласования требований военно-профессиональной деятельности, а также возможностей и интересов самого военнослужащего, профессиональные решения, связанные с выбором военной профессии, варианта профессионального развития и карьеры. Данную функцию профессионализации выполняет профессиональное самоопределение, являясь одним из центральных механизмов «сближения» военнослужащего и военно-профессиональной деятельности за счет выявления рассогласований в системе «профессия-человек» и путей их преодоления.

Необходимо изучать «что» определяет профессиональный выбор и профессиональную реализацию будущего военного специалиста, расширять знание особенностей профессионального самоопределения, условий и факторов, влияющих на него на разных этапах обучения. Без четкого понимания своей роли, «личностных смыслов» в данном процессе невозможно достижение индивидом профессионального мастерства.

Важно содействовать профессиональному самоопределению, которое должно реализовывается посредством воспитания к трудовым достижениям, формирования умений и навыков, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий, приобщения молодых людей к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.

На сегодняшний день вопросы формирования системы подготовки офицерских кадров, основы которой закладываются в военных вузах, остаются очень актуальными, так как задачами войск национальной гвардии является обеспечение внутренней безопасности государства, восстановление законности и правопорядка, обеспечение общественной безопасности.

Исходя из этого, одним из направлений повышения качества военно-профессиональной подготовки военных кадров в вузах является процесс профессионального становления курсанта военного вуза.

Исследованиями проблемы профессионального самоопределения занимались К. А. Абульханова-Славская, Л. И. Анцыферова, Л. И. Божович, М. Р. Гинзбург, Т. В. Кудрявцев, А.К. Маркова, А. К. Осницкий, С. Л. Рубинштейн, Д. Сьюпер, П. А. Шавир, С. Н. Чистякова, Е. И. Головаха и др. Поваренков Ю.П., Пряжников Н.С. считают, что профессиональное развитие – это усвоение моделей поведения, системы отношений людей, поиск и нахождение «своего места», нахождение психологического и функционального комфорта субъектом труда. Это формирование позитивной профессиональной идентичности, которая рассматривается как конгруэнтность профессионально-ментальной позиции относительно компонентов образа профессии (целостная, многоуровневая система представлений человека о профессии) и профессиональной «Я-концепции» [10,11].

Т.Н. Смотрова говорит о том, что профессиональное самоопределение — это процесс, который берет свое начало от профессиональных намерений человека и ключевым моментом этого процесса считается выбор профессии, который задает стратегию профессионального развития личности [13].

Н.В. Гусева подчеркивает, что профессиональное самоопределение курсанта военного вуза подразумевает не только накопление знаний и опыта практической деятельности, но и приобретение профессионального мастерства, эмоционально-личностную вовлеченность в профессию, принятие профессии, «вживание в нее». Таким образом, профессиональное самоопределение курсанта в вузе требует специальной работы по его формированию и развитию [2].

Т.А. Фирсова обозначает, что такие показатели, как престижность профессии, возможность выстроить желаемую карьеру, материальный достаток в избранной профессии являются наиболее смыслообразующими факторами профессионального самоопределения современных обучающихся [14].

В ходе теоретического исследования и экспериментальной работы возникла необходимость выделения критериев и показателей оценки профессионального самоопределения курсантов военных вузов. В настоящее время существуют разные подходы к выделению критериев и показателей профессионального самоопределения обучающихся.

В.Н. Шматко предлагает в качестве основных критериев определения уровня формирования профессионального самоопределения курсантов военных институтов считать: мотивацию по освоению профессии, психологические особенности свойств личности, уровень подготовки по гуманитарным и специальным дисциплинам, творческий подход к выполнению индивидуальных проектов и решению профессиональных задач [9].

Ряд ученых (А.Я. Журкина, С.Н. Чистякова и др.), выделяют следующие критерии и показатели готовности обучающихся к профессиональному самоопределению: когнитивный (знания о профессиях, своих профессиональных качествах, путях профессионального самоопределения); мотивационно-потребностный (положительное отношение к профессиональной карьере, адекватное отношение к себе как субъекту профессионального самоопределения, творческое отношение к деятельности, сопутствующей профессиональному самоопределению, оценочные суждения о своих действиях по подготовке к профессиональному самоопределению); деятельностно-практический (способность к самореализации, пробе сил, ориентация на творчество (креативность), умение получить профконсультацию, способность к самосовершенствованию). Данные критерии позволяют определить уровни сформированности профессионального самоопределения у молодых людей, осуществлять контроль и коррекцию этой деятельности на всех этапах обучения [4, с.42-44; 7].

Мотивационная сфера конкретизируется понятиями: потребности, побуждения, влечения, желания, интересы и т.д. Существуют различные подходы к определению типов мотивации (А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, В.В. Кармов, Н.В. Котханов и др.) [5]. Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и т.д.), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Проблемам мотивации посвящены монографии Д.Н. Узнадзе, В.К. Вилюнас, М.М. Магомед-Эминов, В.С. Мерлин, А. Маслоу, Дж. Аткинсон, работы советских психологов Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, Ю.Б. Гиппенрейтер, Р.С. Немов, Е.Н. Рогов и др. [8, с.6].

В научной литературе мотивация рассматривается как совокупность причин психологического характера, объясняющее поведение человека, его начало, направленность и активность. Это поиск ответов на вопросы типа «почему?», «зачем?», «для какой цели?», «ради чего?», «какой смысл?» [8, с. 63-64]. Подразделение мотивации на внутреннюю, порожденную самой учебной деятельностью, и внешнюю, являющуюся как бы внешней по отношению к деятельности обучающегося на занятии, можно найти в работах П.М. Якобсона, П.Я. Гальперина и др. [16].

Целесообразно указать, что для осуществления полноценной учебной деятельности одновременно должны присутствовать как внутренние, так и внешние мотивы. Внутренние мотивы (стремление узнать новое, желание творчески развиваться, расширить знания и т.п.) придают учебным действиям обучающегося определенный смысл, внешние мотивы (социальный престиж, заработная плата и т.д.) в основном являются непосредственным побуждением к действию. Важное место занимают мотивы внешнего самоутверждения (мотивы престижа) [12].

Иерархию основных (базовых) потребностей человека определил в своей теории мотивации американский психолог А. Маслоу. Е.П. Ильин говорит о том, что мотивы, связанные с трудовой деятельностью человека, можно условно разделить на три группы: мотивы трудовой деятельности, мотивы выбора профессии (совет родителей, друзей, мода, давление обстоятельств, доминантная мотивация, т.е. об устойчивый интерес к определенной профессиональной деятельности) [15, с. 136-142] и мотивы выбора места работы. Конкретная деятельность определяется в конечном итоге всеми этими мотивами (мотивы трудовой деятельности ведут к формированию мотивов выбора профессии, а последние ведут к мотивам выбора места работы) [3].

Под профессиональными понимают мотивы, которые подвигают субъекта к совершенствованию собственной деятельности – ее способов, средств, форм, методов и т. д. Показано, что деятельности учения релевантны познавательные мотивы, а практической деятельности – профессиональные. При этом данные мотивы взаимосвязаны, и в ходе обучения происходит взаимопереход одних мотивов в другие, при этом есть естественное стремление личности полностью раскрыть свои возможности, навыки, умения, знания в определенных условиях трудовой деятельности (А.А. Вербицкий, Н.А. Бакшаева, Ю.Н. Кулюткин [1;6].

Цели исследования определили задачи, одна из которых — обозначить факторы, влияющие на процесс профессионального самоопределения у курсантов военных вузов в процессе профессиональной подготовки, его формирования и развития, определить критерии оценки профессионального самоопределения курсантов, а также разработать программу развития профессионального самоопределения курсантов военных вузов и проверить ее эффективность.

Для решения обозначенных задач нами определены этапы и условия проведения экспериментальной работы.

Экспериментальной базой исследования явился Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии РФ. В экспериментальной работе на разных этапах исследования принимали участие 625 курсантов.

На одном из этапов исследования проведено анкетирование курсантов командных факультетов 1,2,3,4,5 курсов двумя анкетами по исследованию мотивации поступления в военный вуз, разработанные диссертантом и направленные на выявление мотивов поступления в военный вуз и планирования будущей профессиональной деятельности. Одна из анкет использовалась для проведения анкетирования для общей выборки курсантов: 1 курс — 65 человек, 2 курс — 67 человек, 3 курс — 65 человек, 4 курс — 69 человек, 5 курс — 64 человека. Общее количество респондентов 330 человек. Также использовалась авторская анкета по мотивации для 30 курсантов 3 курса командного факультета. Общая выборка на первом этапе составила 360 человек.

Таким образом, проведено анкетирование разработанной автором анкетой «Мотивация поступления», которое осуществлялось на этапе констатирующего эксперимента и по результатам которого нами были определены следующие критерии оценки профессионального самоопределения курсантов. Нами представлены не только критерии, полученные в результате анализа ответов курсантов, а также показатели, характеризующие каждый из обозначенных критериев.

В исследовании были выделены критерии и их показатели оценки профессионального самоопределения курсантов, которые определяют дальнейшие направления работы и создания тех педагогических условий, которые будут способствовать развитию профессионального самоопределения и устойчивой ориентации на продолжение профессиональной деятельности: мотивационный критерий (география (место проживания), базовое образование, династическое профессиональное влияние, учебная мотивация, влияние факторов на выбор профессии, убежденность в правильном выборе профессии), когнитивный критерий (успеваемость, удовлетворенность учебным процессом, значимость изучаемых дисциплин для понимания профессии), деятельностный (самооценка проектирования будущей деятельности, проектирование профессиональной деятельности, самообразование и самосовершенствование) (Табл. 1).

Таблица 1.

Критерии и показатели оценки профессионального самоопределения курсантов

Критерий Показатели
Мотивационный — география (место проживания)

— базовое образование

— династическое профессиональное влияние

— учебная мотивация

— влияние факторов на выбор профессии

— убежденность в правильном выборе профессии

Когнитивный — успеваемость

— удовлетворенность учебным процессом

— влияние изучаемых дисциплин для понимания профессии

Деятельностный — самооценка проектирования будущей деятельности

— проектирование профессиональной деятельности

— самообразование и самосовершенствование

Рассмотрим один из выделенных нами критериев.

Мотивационный критерий. Мотивационный критерий отражает доминирующие мотивы и определяет направленность курсанта. Выделены следующие показатели:

— Показатель «География (место проживания)». Активно обозначена средняя полоса России, Северо-Кавказский регион, ни в одной из категорий места жительства не представлен Дальний Восток России, большая часть курсантов прибыла на обучение из небольших городов. Таким образом, географически места проживания, удаленность от центральных районов и отсутствие финансов является сильным мотивационным влиянием на поступление в военный вуз и в дальнейшем на профессиональное самоопределение будущих военных специалистов.

— Показатель «Базовое образование». Большинство молодых людей выбирают военную профессию после окончания школы, и всего 10% поступающих (32 человека, окончивших суворовское училище) продолжают обучение по военной специальности, осознанно принимают решение дальше продолжать обучение в высшем военном учебном заведении.

— Показатель «Династическое профессиональное влияние». На вопрос анкеты ответы были следующие: родственники служили во внутренних войсках — у 69 человек (21,10%) от общего количества курсантов, в структурах министерства обороны – у 27 курсантов (8,26%) , в других ведомствах – у 63 человек (19,27%), родственники не имеют отношение к военным структурам у 168 курсантов (51,38%). В ходе исследования влияние семейной династии на профессиональное самоопределение составляет около 50% и играет большую мотивационную роль для выбора дальнейшей военной специальности.

— «Влияние факторов на выбор профессии». Ответы показали, что большинство курсантов (1 курс -93%, 2 курс-91%, 3 курс-84%, 4 курс- 84%, 5 курс-95%) самостоятельно сделали свой профессиональный выбор.

— Показатель «Учебная мотивация». Вопрос №7 «У вас сейчас вызывает интерес?». Ответы показали, что сам учебный процесс («учеба») больше всего вызывает интерес у курсантов 1 курса: 1 курс-35 (41%), 2 курс-27 (30%), 3 курс-8 (15%), 4 курс-28 (33%), 5 курс-19 (21%). Как мы видим, наименьшая заинтересованность учебной деятельностью у курсантов 3 курса.

На 3-м курсе опрос проводился до войсковой практики, и мы можем предположить, что часть учебных предметов у курсантов не вызывает большого интереса (это подтверждается ответами на вопросы анкеты об удовлетворенности учебным процессом и успеваемостью), пока нет четкого понимания специфики профессиональной деятельности, а также, возможно, нет полной психологической готовности к самостоятельному выполнению функционала командира взвода.

Также у курсантов 3 курса снижены показатели к пониманию «профессия» (из 50 человек 36 указали на интерес к профессии), наиболее высокие показали у курсантов 5 курса (из 60 человек 56 (63%), что свидетельствует о необходимости определенных педагогических условий для развития профессионального самоопределения курсантов (диаграмма 1).

Диаграмма 1.

Вопрос «У вас сейчас вызывает интерес?»

— Показатель «Убежденность в правильном выборе профессии». Ответы на вопрос «Вы убеждены, что правильно выбрали вуз?», говорят о том, что на 3 курсе меньше всего курсантов убеждены в правильности профессионального выбора. Ответы представлены в таблице 2.

Таблица 2.

Вопрос «Вы убеждены, что правильно выбрали вуз?»

Ответы

респондентов

1 курс (чел) 2 курс (чел) 3 курс (чел) 4 курс (чел) 5 курс (чел)
— убежден полностью 43 (65%) 39 (59%) 19 (37%) 40 (60%) 51 (78%)
— скорее да, чем нет 19 (29%) 19 (29%) 22 (43%) 18 (27%) 10 (15%)
— скорее нет, чем да 2 (3%) 3 (5%) 6 (2%) 1 (1%) 2 (3%)
— собираюсь уходить и поступать в другой вуз 0 (0%) 1 (2%) 2 (4%) 0 (0%) 0 (0%)
— не убежден, но остаюсь в этом вузе 2 (3%)

1 (т.к. этот из ВУЗов ВНГ РФ наиболее спокойный);

1 (для получения высшего образования)

4 (6%)

1 (ошибся в выборе);

1 («Не определился с выбором профессии»);

1 (нет возможности перевестись в другой ВУЗ без потери курса);

1 (жалко потраченного времени)

2 (4%)

1 («Ради получения профессии»);

1 («Убежден, что неправильно выбрал ВУЗ, но уходить некуда»)

6 (9%)

1 («Поздно менять»);

1 («Если начал, то нужно закончить»);

1 («Хочу в МО»);

1 («Нужно закончить»);

1 («Не нашел другого подходящего варианта»)

1 («Т.к. уже поздно уходить»)

1 (2%)

1 («Кто хочет, тот научится везде»)

Нет ответа 0 (0%) 0 (0%) 0 (0%) 2 (3%) 1 (2%)

Исследуя результаты ответов на вопрос об убежденности в правильном выборе профессии, мы подтвердили, что, несмотря на то, что большинство курсантов сделали свой выбор самостоятельно, курсантам, начиная с 3 курса, необходимо усиление практической направленности обучения, в нашем случае — прохождения войсковой практики, что будет способствовать пониманию как профессиональной специфики, так и дальнейшего профессионального самоопределения в процессе профессиональной подготовки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Вербицкий, А.А., Бакшаева, Н.А. Развитие мотивации студентов в контекстном обучении [Текст]: Монография. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. – 200 с.

2. Гусева Н.В. Профессионально-ролевое самоопределение курсантов вузов МВД России; дис. канд. пед. наук, Санкт-Петербург, 2007 г., с.4.

3. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2002. – 512 с.

4. Кузнецова, В.Н. Критерии и показатели эффективности формирования профессионального самоопределения подростков//Научные исследования в образовании. 2008 №2., с.42-44.

5. Карпов, В.В., Катханов, М.Н. Инвариантная модель интенсивной технологии обучения при многоступенчатой подготовке в вузе [Текст] – М. – СПб: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1996. – 143 с.

6. Кулюткин, Ю.Н. Психология обучения взрослых [Текст] – М., 1985.- 128 с.

7. Методика формирования профессионального самоопределения школьников на различных возрастных этапах: Книга для учителя/Под ред. А.Я. Журкиной, С.Н. Чистяковой. — Кемерово: Кемеровский обл. ИУУ, 1996. — 149 с.

8. Мотивационная сфера личности: учеб. пособие. — Екатеринбург: Урал. юр. институт МВД России, 2014.-181 с., с.6, 63-64.

9. Профессиональное самоопределение курсантов в учебном процессе военного института: проблемно-деятельностный подход дис. к.п.н. Биробиджан, 2005.

10. Пряжников, Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. С. Пряжников. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 320 с.

11. Поваренков, Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. — М.: Изд-во УРАО, 2002.-160 с.

12. Сластенин, В.А., Подымова, Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность [Текст]– М.: ИЧП «Изд-во Магистр», 1997. – 224 с.

13. Смотрова, Т.Н. Профессиональное самоопределение и развитие личности: социально-психологические аспекты: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Т.Н. Смотрова- Балашов: Фомичев, 2006.-56 с.

14. Фирсова, Т.А. Профессиональное самоопределение студентов в условиях обучения в вузе//Самарский научный вестник, 2014 №1(6) с.118-120.

15. Чугунова, Э.С. Связь профессиональной мотивации и творческой активности инженеров/Э.С. Чугунова // Вопросы психологии: издается с 1955 года/Ред. А.М. Матюшкин, А.В. Брушлинский. – 1986. – №4 июль-август 1986. – с. 136-142.

16. Якобсон, П.М. Психология чувств и мотивации / П.М. Якобсон. – Воронеж: МОДЭК; Москва: Институт практической психологии, 1998.-304с.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *