КОГНИТИВНЫЙ КРИТЕРИЙ И ЕГО ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

В статье рассматриваются вопросы профессионального самоопределения курсантов военных вузов в процессе профессиональной подготовки. Обозначена необходимость разработки критериев и показателей оценки профессионального самоопределения курсантов военных вузов, представлены результаты эмпирического исследования, рассмотрен когнитивный критерий и его показатели оценки профессионального самоопределения в процессе профессиональной подготовки.

КОГНИТИВНЫЙ КРИТЕРИЙ И ЕГО ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

УДК 337.12

Бессонова Анна Владимировна

адьюнкт заочного обучения

Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии РФ

г. Хабаровск, Россия

E-mail: bessonova_AV@inbox.ru

Научный руководитель: Поминова Ольга Леонидовна

доктор педагогических наук, доцент

Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии РФ

кафедра теории и методики непрерывного профессионального образования

г. Санкт-Петербург, Россия

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются вопросы профессионального самоопределения курсантов военных вузов в процессе профессиональной подготовки. Обозначена необходимость разработки критериев и показателей оценки профессионального самоопределения курсантов военных вузов, представлены результаты эмпирического исследования, рассмотрен когнитивный критерий и его показатели оценки профессионального самоопределения в процессе профессиональной подготовки.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, критерии и показатели оценки профессионального самоопределения курсантов, когнитивный критерий и его показатели, войсковая практика

Происходящие преобразования в российском обществе меняют требования к профессиональному образованию, подготовке новых высококвалифицированных субъектов профессиональной деятельности во всех сферах, что вызывает необходимость проектирования профессиональной и образовательной среды и соответствующего концептуального, теоретического и технологического обеспечения данного процесса. На современном этапе экономического и социального развития страны задача высшего профессионального образования подготовить специалиста, готового к успешной профессиональной деятельности. Выявление факторов, способствующих этому, должно привести к оптимизации эффективности процесса профессионального становления субъекта труда, а для этого необходим пересмотр подходов к подготовке специалистов военных специальностей, путем изменения приоритетов в структуре целостного педагогического процесса, и отдельных его составляющих, наполнением педагогического процесса нравственно-правовым, эстетическим содержанием, общечеловеческими ценностями.

В течение длительного периода жизни – от появления склонностей, зачатков профессиональных интересов в детстве до избрания профессиональной деятельности и дальнейшей идентификации себя в избранной профессии – происходит постепенное формирование у человека психологической готовности к деятельности. Осваивая профессиональную среду в процессе выполнения конкретных профессиональных функций, личность определяет для себя оптимальные способы выполнения профессиональных задач и представление о значении будущей профессии в социальной среде.

Профессиональное самоопределение — это не только выбор конкретной профессии, но часто и выбор всей жизни, и данное обстоятельство требует более глубокого анализа научных подходов к проблеме самоопределения человека как субъекта деятельности и выработки на этой основе практических предложений по совершенствованию процесса профессионального самоопределения военнослужащих.

Определение сущности профессионального самоопределения как проблема занимает важное место в научном поиске философов, педагогов, психологов, социологов. В основном феномен профессионального самоопределения личности изучался в контексте профессионального ориентирования, применительно к этапам подготовки к выбору профессии.

Понятие «Профессиональное самоопределение», главное назначение которого в постепенном формировании у человека внутренней готовности самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного, личностного), применимо к длительному периоду жизни человека — от появления зачатков профессиональных интересов и склонностей в детском возрасте до утверждения в избранной сфере профессиональной деятельности и дальнейшей профессиональной идентификации себя в избранной профессии.

Исследованиями данной проблемы занимались К. А. Абульханова-Славская, Л. И. Анцыферова, Л. И. Божович, М. Р. Гинзбург, Т. В. Кудрявцев, А.К. Маркова, А. К. Осницкий, Ю. П. Поваренков, Н. С. Пряжников, С. Л. Рубинштейн, Д. Сьюпер, П. А. Шавир, С. Н. Чистякова, Е. И. Головаха и др. Н.С. Пряжников подразумевает под профессиональным самоопределением самостоятельное и осознанное нахождение личностных смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации, считает результатом профессионального самоопределения осознанный выбор профессии на основе соотнесения своих возможностей с требованиями профессиональной деятельности в контексте конкретных социально-экономических условий. Но при этом отмечает, что на данный момент нет четкого понятия «профессиональное самоопределение», однозначного определения его сущности и это пока не решенная задача [1,2,5,8,9,10].

Проблемы выбора профессии, достижения в ней мастерства, реализации в профессиональной деятельности способностей и возможностей человека, получения удовлетворения от своего труда всегда привлекали внимание ученых и практиков. Все это в полной мере относится и к военнослужащим. Перед военными педагогами и психологами встала задача формирования у курсантов военных вузов устойчивого положительного отношения к военной службе, стремления к самореализации в военно-профессиональной деятельности, а также готовности, в случае необходимости, к гибкой переориентации в рамках профессии или вне ее. Н.В. Гусева подчеркивает, что профессиональное самоопределение курсанта военного вуза подразумевает не только накопление знаний и опыта практической деятельности, но и приобретение профессионального мастерства, эмоционально-личностную вовлеченность в профессию, принятие профессии, «вживание в нее». Таким образом, профессиональное самоопределение курсанта в вузе требует специальной работы по его формированию и развитию [3,11].

В ходе теоретического исследования и экспериментальной работы возникла необходимость выделения критериев и показателей оценки профессионального самоопределения курсантов военных вузов. В настоящее время существуют разные подходы к выделению критериев и показателей профессионального самоопределения обучающихся.

В.Н. Шматко предлагает в качестве основных критериев определения уровня формирования профессионального самоопределения курсантов военных институтов считать: мотивацию по освоению профессии, психологические особенности свойств личности, уровень подготовки по гуманитарным и специальным дисциплинам, творческий подход к выполнению индивидуальных проектов и решению профессиональных задач [7].

Ряд ученых (А.Я. Журкина, С.Н. Чистякова и др.), выделяют следующие критерии и показатели готовности обучающихся к профессиональному самоопределению: когнитивный (знания о профессиях, своих профессиональных качествах, путях профессионального самоопределения); мотивационно-потребностный (положительное отношение к профессиональной карьере, адекватное отношение к себе как субъекту профессионального самоопределения, творческое отношение к деятельности, сопутствующей профессиональному самоопределению, оценочные суждения о своих действиях по подготовке к профессиональному самоопределению); деятельностно-практический (способность к самореализации, пробе сил, ориентация на творчество (креативность), умение получить профконсультацию, способность к самосовершенствованию). Данные критерии позволяют определить уровни сформированности профессионального самоопределения у молодых людей, осуществлять контроль и коррекцию этой деятельности на всех этапах обучения [4, с.42-44; 6].

Одной из приоритетных задач военных учебных заведений в современных экономических, социальных и политических условиях является подготовка военного специалиста, готового к успешному выполнению служебно-боевых задач. Выявление совокупности педагогических возможностей образовательной среды и дальнейшее изучение подходов к подготовке специалистов военных специальностей будет способствовать совершенствованию процесса профессионального становления будущего офицера.

Для решения обозначенных задач нами определены этапы и условия проведения экспериментальной работы.

Экспериментальной базой исследования явился Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии РФ. В экспериментальной работе на разных этапах исследования принимали участие 625 курсантов.

В нашем исследовании были выделены критерии и их показатели оценки профессионального самоопределения курсантов, которые определяют дальнейшие направления работы и создания тех педагогических условий, которые будут способствовать развитию профессионального самоопределения и устойчивой ориентации на продолжение профессиональной деятельности:

мотивационный критерий (география (место проживания), базовое образование, династическое профессиональное влияние, учебная мотивация, влияние факторов на выбор профессии, убежденность в правильном выборе профессии),

когнитивный критерий (успеваемость, удовлетворенность учебным процессом, значимость изучаемых дисциплин для понимания профессии),

деятельностный (самооценка проектирования будущей деятельности, проектирование профессиональной деятельности, самообразование и самосовершенствование).

Рассмотрим более внимательно выделенные критерии. Первый из выделенных автором критериев, рассмотрен в статье «МОТИВАЦИОННЫЙ КРИТЕРИЙ И ЕГО ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ» [12], в связи с чем предлагаю сразу перейти к рассмотрению когнитивного критерия.

Когнитивный критерий. Когнитивный критерий предполагает выявление способности курсанта воспринимать, перерабатывать информацию, поступающую из внешнего мира, способствует созданию мотивов, установок у будущего военного специалиста для систематической работы над собой в целях личного развития и самосовершенствования.

В данный критерий входят следующие показатели:

— Показатель «Успеваемость» включает оценку интереса к военным и общеобразовательным дисциплинам. Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1

Вопрос «Ваша успеваемость по учебным предметам?»

Успеваемость (оценка) 1-й курс 2-й курс 3-й курс 4-й курс 5-й курс
На « 2 чел. 3% 3 чел. 4% 7 чел. 14% 8 чел. 12% 12 чел. 18%
На «5 и 4» 31 48% 27 40% 18 36% 32 46% 27 42%
На «4» 19 29% 18 27% 17 34% 23 33% 15 23%
На «4 и 3» 13 20% 18 27% 6 12% 6 9% 11 17%
В основном на «3» 0 0% 1 1% 2 4% 0 0% 0 0%

Мы видим, что обучение на «5» и «4» снижено у курсантов 3 курса, в отличие от курсантов 1 курса, у которых отмечен высокий интерес к учебным предметам. Возможно, еще не сложилась полная картина образа будущей профессии, т.к. отсутствуют практические самостоятельные навыки в выполнении профессиональной деятельности, а также полное понимание, как знания, полученные по всем дисциплинам применить в дальнейшей деятельности.

— Показатель «Удовлетворенность учебным процессом» отражен в вопросе «Насколько вы удовлетворены учебным процессом?». Результаты представлены в таблице 2

Таблица 2

Вопрос «Насколько вы удовлетворены учебным процессом?»

Варианты ответов 1-й курс (чел) 2-й курс (чел) 3-й курс (чел) 4-й курс (чел) 5-й курс (чел)
Полностью удовлетворен 23 (35%) 25 (37%) 5 (10%) 46 (67%) 44 (69%)
Скорее да, чем нет 17 (26%) 23 (34%) 16 (33%) 15 (22%) 9 (14%)
Удовлетворен 20 (31%) 9 (13%) 16 (33%) 2 (3%) 5 (8%)
Скорее нет, чем да 1 (2%) 8 (12%) 7 (14%) 34% 35%
Не удовлетворен 4 (6%) 3 (4%) 4 (8%) 3 (4%) 3 (5%)
Нет ответа 0 (0%) 0 (0%) 1 (2%) 0 (0%) 0 (0%)

Полученные результаты свидетельствуют о не высокой удовлетворенности учебным процессом курсантами 3 курса. Возможно, ценность профессионального самоопределения притупляется (новые интересы, ценности, нечеткое понимание дальнейшей профессиональной направленности, возможность создания семьи и т.д.).

Для понимания причин возможной неудовлетворенности учебной деятельностью было проведено дополнительное анкетирование, в котором курсантам (30 респондентов) было предложено ответить на вопросы, уточняющие возможные причины, не дающие полностью уделять внимание профессиональной подготовке.

Курсанты отвечали на такие вопросы, как «Чем Вас привлекает Ваша будущая профессия?» («стабильный, хороший заработок» ответили 11 курсантов (37%)), «Совпадают ли ваши жизненные цели с вашей будущей профессией?» («да» ответили 16 человек (54%), «Да, частично» 13 курсантов (43%), «Есть ли интерес к преподаваемым дисциплинам?» (17 человек (57%) ответили, что «не все дисциплины интересуют», «Что сейчас Вас больше всего интересует? (удовольствия, развлечения, приятное проведение времени, лидерство, честь офицера, деньги, семья, дети, служба и карьера, воинский долг, воинские традиции семьи) и т.д.)

Из 20 позиций вариантов ответов на вопрос курсанты выбрали 5 главных для них вариантов (таблица 3):

Таблица 3

Анализ дополнительного анкетирования

Варианты ответов Кол-во ответов %
Служба и карьера 18 (60)
Наличие хороших и верных друзей 18 (60)
Деньги 14 (47)
Семья, дети и забота о них 13 (43)
Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) 12 (40)

Из 20 позиций вариантов ответов на вопрос курсанты выбрали 5 главных для них вариантов: 18 курсантов (60%) выбрали «Служба и карьера», 18 курсантов (60%) выбрали «Наличие хороших и верных друзей», 14 курсантов (47%) определили значимым для себя «Деньги», 13 курсантов (43%) выбрали «Семья, дети и забота о них», 12 курсантов (40%) Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком).

Влияние и значимость изучаемых дисциплин для понимания профессии отражено в вопросе «Что расширяет ваши представления о предстоящей профессиональной деятельности?». Из 28 обозначенных дисциплин всеми курсами были выбраны учебные дисциплины «Правоохранительные органы» и «Огневая подготовка», причем на 1 курсе указанные предметы выделены больше всего. Ведущими дисциплинами в системе профессиональной подготовки курсантов являются дисциплины блока военных кафедр: тактика служебно-боевого применения, ОСБД, тактической, огневой, физической.

Результаты представлены в таблице 4, а также таблице 5.

Таблица 4

Вопрос «Что расширяет ваши представления о предстоящей профессиональной деятельности?»

Учебные дисциплины (какие?) 1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс
Правоохранительные органы (ПОО) 30 чел 19 чел 12 чел 17 чел 14 чел
Огневая подготовка 37 чел 19 чел 16 чел 15 чел 20 чел

Таблица 5

Вопрос «Что расширяет Ваши представления о предстоящей профессиональной деятельности?»

Варианты ответов 1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс
Не указали учебные дисциплины 11 (17%) 21 (31%) 30 (60%) 39 (57%) 32 (50%)
встреча с выпускниками 11 (17%) 22 (33%) 2 (4%) 13 (19%) 18 (28%)
просмотр фильмов 13 (20%) 18 (27%) 3 (6%) 5 (7%) 13 (20%)
литература 28 (43%) 13 (19%) 13 (26%) 13 (19%) 22 (34%)
практика 29 (45%) 37 (55%) 41 (82%) 60 (87%) 49 (77%)

Таким образом, результаты проведенного опроса свидетельствуют о правильной профессиональной ориентации курсантов, выделенные дисциплины они напрямую связывают с будущей профессией. Но курсантами не указываются социально-гуманитарные дисциплины, которые также оказывают влияние на формирование профессионального самоопределения будущих офицеров. В представление о профессии вносит понимание предстоящей деятельности «литература», которая больше всех указана у курсантов 1 курса, «практика».

Мы видим, что обучение на «5» и «4» снижено у курсантов 3 курса, в отличие от курсантов 1 курса, у которых отмечен высокий интерес к учебным предметам. Возможно, еще не сложилась полная картина образа будущей профессии, т.к. отсутствуют практические самостоятельные навыки в выполнении профессиональной деятельности, а также полное понимание, как знания, полученные по всем дисциплинам применить в дальнейшей деятельности.

У курсантов на третьем году обучения ценность профессионального самоопределения притупляется (новые интересы, ценности, нечеткое понимание дальнейшей профессиональной направленности, возможность создания семьи и т.д.). Эмпирически показатели результатов исследования респондентов 3-го курса говорят о том, что с одной стороны у них пока еще недостаточно профессионального опыта, с другой стороны меняются ценностные отношения. Показатели деятельностного критерия у курсантов 3-го курса говорят о том, что возможно появление других ценностей не дает полной уверенности в понимании специфики будущей профессиональной деятельности, ожидая реализацию своих знаний о профессии, еще не получили их в достаточном количестве. Курсанты хотя и приоритетно выбирают службу и карьеру, но при этом привлекательность профессии они определяют в стабильном и хорошем заработке, т.е. определяют в материальной составляющей, а наиболее важными курсанты определяют не профессиональные категории, а семейные ценности, близкое социальное окружение, социальные контакты.

То, что войсковая практика выделяется как главный фактор в понимании будущей профессии, указали курсанты всех курсов, особенно 3 и 4 курс.

Интериоризация теоретических положений в личные убеждения, в жизненную позицию человека происходит только в процессе деятельности. Большое значение приобретает войсковая практика, где происходит осознание курсантами практической значимости изученных теоретических положений, т.к. все теоретические положения превращаются в личные убеждения только в процессе деятельности, а участие курсантов в практической деятельности, в закреплении теоретических знаний на практике, играет основную роль в модели развития профессионального самоопределения.

Войсковая практика является неотъемлемым условием для приобретения курсантами опыта в ознакомлении со спецификой своей будущей профессии, является важной составной частью образовательного процесса и организуется в целях формирования и совершенствования у обучаемых профессионально-специальных компетенций в выполнении обязанностей командира отделения (заместителя командира взвода) и проводится в соответствии с инструкцией «Об организации и проведении войсковой стажировки практики курсантов, профессорско-преподавательского состава военных образовательных учреждений высшего профессионального образования внутренних войск МВД России, слушателей факультетов внутренних войск Минобороны России», учрежденной приказом министра внутренних дел Российской Федерации № 414 от 07 апреля 2007 г.

Одной из задач войсковой практики, в процессе которой курсант знакомится со спецификой своей будущей профессии, является закрепление теоретических и специальных знаний, полученных обучаемыми в процессе изучения основной образовательной программы; приобретение практического опыта выполнения обязанностей командира отделения (заместителя командира взвода). Выполнение задач войсковой практики достигается в результате практического выполнения каждым курсантом обязанностей командира отделения (заместителя командира взвода), т.е. учится самостоятельно применять знания и навыки, полученные в ходе теоретических и практических занятий.

Таким образом, войсковая практика это процесс интериоризации профессиональных знаний, навыков, понимания правильности выбора и понимание специфики профессиональной деятельности, которая должна проходить в реальных условиях, где происходит осознание курсантами практической значимости изученных теоретических положений, в результате которой изменяются исходные особенности личности курсантов, формируются личностные новообразования и качества, что является одним из условий развития профессионального самоопределения курсантов.

Исследуя результаты ответов на вопрос об убежденности в правильном выборе профессии, мы подтвердили, что, несмотря на то, что большинство курсантов сделали свой выбор самостоятельно, курсантам, начиная с 3 курса, необходимо усиление практической направленности обучения, в нашем случае — прохождения войсковой практики, что будет способствовать пониманию как профессиональной специфики, так и дальнейшего профессионального самоопределения в процессе профессиональной подготовки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРА:

1. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни. – М.: Мысль, 1991. – 299 с.

2. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. – Киев «Наукова думка», 1988. – 141 с.

3. Гусева Н.В. Профессионально-ролевое самоопределение курсантов вузов МВД России; дис. канд. пед. наук, Санкт-Петербург, 2007 г., с.4.

4. Кузнецова, В.Н. Критерии и показатели эффективности формирования профессионального самоопределения подростков//Научные исследования в образовании. 2008 №2., с.42-44.

5. Кудрявцев Т.В., Шегурова В.Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности. Вопросы психологии, №2, М.; Изд-во «Педагогика», 1983. – 174 с., с 51.

6. Методика формирования профессионального самоопределения школьников на различных возрастных этапах: Книга для учителя/Под ред. А.Я. Журкиной, С.Н. Чистяковой. — Кемерово: Кемеровский обл. ИУУ, 1996. — 149 с.

7. Профессиональное самоопределение курсантов в учебном процессе военного института: проблемно-деятельностный подход дис. к.п.н. Биробиджан, 2005.

8. Пряжников, Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. С. Пряжников. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 320 с.

9. Поваренков, Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. — М.: Изд-во УРАО, 2002.-160 с.

10. Смотрова, Т.Н. Профессиональное самоопределение и развитие личности: социально-психологические аспекты: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Т.Н. Смотрова- Балашов: Фомичев, 2006.-56 с.

11. Фирсова, Т.А. Профессиональное самоопределение студентов в условиях обучения в вузе//Самарский научный вестник, 2014 №1(6) с.118-120.

12. Бессонова А.В. МОТИВАЦИОННЫЙ КРИТЕРИЙ И ЕГО ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ. Ростовский научный журнал. 2019 № 7 С

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *