РЕАЛИЗАЦИЯ ЗАДАЧ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО НАПРАВЛЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Настоящая статья посвящена процессу организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов. В работе затрагиваются такие проблемы как: принципы организации внеурочной деятельности, цель и задачи внеурочной деятельности. Особое внимание уделено формированию духовно-нравственного воспитания учащихся в процессе организации внеурочной деятельности. Автор на основе обобщения собственного многолетнего опыта предлагает варианты организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов.

РЕАЛИЗАЦИЯ ЗАДАЧ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО НАПРАВЛЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

УДК: 374

Тихонова Людмила Владимировна

МБОУ «СОШ № 3 г. Семикаракорска»

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

г. Семикаракорск, Россия

E-mail: tiho13@rambler.ru

АННОТАЦИЯ:

Настоящая статья посвящена процессу организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов. В работе затрагиваются такие проблемы как: принципы организации внеурочной деятельности, цель и задачи внеурочной деятельности. Особое внимание уделено формированию духовно-нравственного воспитания учащихся в процессе организации внеурочной деятельности. Автор на основе обобщения собственного многолетнего опыта предлагает варианты организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов.

Ключевые слова: внеурочная деятельность; духовно-нравственное воспитание; учащиеся начальных классов

Наше время — это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни, поэтому современное образование в России характеризуется качественными изменениями в области содержания, которые направлены на развитие творческого мышления учащихся. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе, формирует творческую личность школьника, готовит его к творческой познавательной и общественно-трудовой деятельности.

Сегодня многие педагоги уже осознают, что истинная цель обучения — это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом. Как правило, отсутствие творческого начала зачастую становится непреодолимым препятствием в старших классах, где требуется решение нестандартных задач. Творческая деятельность должна выступать таким же объектом усвоения, как знания, умения, навыки, поэтому в школе, особенно начальной, нужно учить творчеству.

Для реализации поставленных целей и задач разработаны рамки федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Отличительной особенностью стандартов второго поколения является требование организации внеурочной деятельности учащихся как неотъемлемой части образовательного процесса в школе. Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности (кроме урочной), в которых возможно и целесообразно решение задач их развития, воспитания и социализации. На организацию внеурочной деятельности отводится 10 часов в неделю в каждом классе.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.

В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.

Модель педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой — обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.

Занятия по направлениям внеурочной деятельности обучающихся первой ступени должны в полной мере реализовать требования федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО).

Основные принципы организации внеурочной деятельности в начальной школе.

Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию обучающихся и их родителей, в формах, отличных от урочной системы обучения.

Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно — нравственных ценностей и культурных традиций.

Основными задачами организации внеурочной деятельности детей являются:

  • усилить педагогическое влияние на жизнь учащихся в свободное от учебы время;
  • организовать общественно-полезную и досуговую деятельность учащихся совместно с коллективами учреждения внешкольного воспитания, учреждений культуры, физкультуры и спорта, общественными объединениями, семьями обучающихся;
  • выявить интересы, склонности, способности, возможности обучающихся к различным видам деятельности;
  • оказать помощь в поисках «себя»;
  • создать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
  • развить опыт творческой деятельности, творческих способностей;
  • создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
  • развить опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
  • расширить рамки общения с социумом;
  • воспитывать культуру досуговой деятельности обучающихся.

Особенности и принципы построения программы внеурочной деятельности направления «Театральный».

Автор, так же, как и мои коллеги, учителя начальной классов, работаю по стандартам второго поколения. В своей педагогической деятельности большое внимание уделяю именно внеурочной деятельности. Цели духовно – нравственного направления реализую на занятиях внеурочной деятельности «Театральный», так как в этом направлении имеются большие возможности для развития творческой, разносторонней личности. Эти возможности можно успешно реализовать, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы воспитания и обучения, а также на собственное педагогическое творчество.

Мною была разработана программа по духовно-нравственному направлению. В своей программе я основывалась на принципах природосообразности, культуросообразности, коллективности, патриотической направленности, диалога культур, поддержки самоопределения воспитанника. Программа предназначена для обучающихся начальной школы и реализует межпредметные связи с риторикой, литературным чтением, музыкой, технологией, физкультурой.

В основе занятий театром лежит игра, поскольку занимает значительное место в постижении мира. В процессе игры дети совместно с учителем моделируют вымышленные и реальные ситуации, которые будят воображение и развивают стремление к творчеству.

Программа способствует раскрытию творческого потенциала каждого ребенка, помогает овладеть навыками коллективного взаимодействия и общения, привить через театр интерес к мировой художественной культуре и дать первичные сведения о ней, научить творчески относиться к любой работе.

Курс программы направлен на воспитание и развитие понимающей, умной, интересной личности, обладающей художественным вкусом, разносторонними взглядами, имеющей собственное мнение.

Театр как искусство многомерное, многоликое и синтетическое способен помочь ребенку раздвинуть привычные рамки в постижении мира, окружить его добром, увлечь желанием делиться своими мыслями и научить слушать других, направить к развитию через творчество и игру. Игра – непременный атрибут театрального искусства, она позволяет детям и педагогам взаимодействовать в ходе учебного процесса, получая максимально положительный результат. Театрализованная игра должна быть направлена не только на переживание положительных эмоций, удовлетворение желаний. Но не следует бояться неудач, т.к. это прекрасно закаляет характер ребенка, учит переживать свой проигрыш, воспитывает способность искать компромиссы. Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Театрализованные игры можно рассматривать как моделирование жизненного опыта людей, как мощный психотренинг. Именно в условиях игры тренируется способность взаимодействовать с людьми, находить выход в различных ситуациях, умение делать выбор. Совместная театрализованная деятельность направлена на развитие у его участников ощущений, чувств и эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных и т.д.) На основе театрализованной деятельности можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей.

Цели программы: формирование в процессе создания и представления художественных произведений способности управления культурным пространством своего существования.

Задачи программы:

Развивать художественный вкус, расширять общий кругозор учащихся.

Развивать диапазон управления своим поведением в ситуациях взаимодействия с другими людьми.

Формировать способность «прочтения» жизненной ситуации межличностного взаимодействия по аналогии с художественным текстом, сценирования как рефлексорного управления ситуациями межличностного взаимодействия

Развивать умение равномерно размещаться по сценической площадке, двигаться, не сталкиваясь друг с другом, в разных темпах.

  • Развивать ритмические способности и координацию движений.
  • Развивать способность создавать образы живых существ и предметов через пластические возможности своего тела.
  • Развивать способности создавать образы с помощью жеста и мимики.
  • Развивать воображение, музыкальность, выразительность, способность к пластической импровизации в соответствии с характером и настроением музыкальных произведений.
  • Развивать речевой аппарат посредством артикуляционной гимнастики. Развивать правильное речевое дыхание, тренировать три вида выдыхания.
  • Тренировать опору дыхания и свободу звучания с мягкой атакой.
  • Улучшать дикцию, тренировать точное и четкое произношение гласных и согласных звуков.
  • Расширять диапазон и силу звучания голоса.
  • Учить пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивленно, таинственно, восхищенно, жалобно, тревожно, презрительно, осуждающе и т.п.).
  • Учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом. Нормировать четкую, грамотную речь.
  • Пополнять словарный запас, образный строй речи.
  • Строить диалог между героями разных сказок.
  • Подбирать рифмы к заданным словам.
  • Развивать способность представлять себя другим существом или предметом и сочинять монолог от его имени. Развивать умение рассказывать сказку от имени разных героев.
  • Развивать умение сочинять коллективную сказку по очереди, добавляя свое предложение.
  • Знакомить детей с терминологией театрального искусства.
  • Познакомить с театральными профессиями: гример, костюмер, осветитель, звукорежиссер.
  • Разъяснить особенности театрального искусства и его отличие от других видов искусств.

Во внеурочной деятельности использую следующие формы занятий: репетиции, постановки, беседы, встречи со зрителями.

Этапами моих занятий являются:

— игровой тренинг;

-работа по пособию (работа с театральным словариком, работа в театральных мастерских, основы театральной культуры);

— репетиция и показ спектакля;

— подведение итогов работы, обсуждение спектакля.

Игровой тренинг включает в себя ряд общеразвивающих игр и специальных театральных, а также театральные этюды, игры на превращения, игры на развитие двигательных способностей детей, упражнения на речевое дыхание, творческие игры со словом:

  • работу со словами, которые дети записывают в театральный словарик
  • изготовление афиш, программок, билетов, эскизов декораций, костюмов и т.д.
  • знакомство с основами театральной культуры.

Наряду с занятиями в школе обязательным является посещение сценических представлений, музея, выставок, тематических экскурсий; просмотр видеофильмов, слайдов, прослушивание музыки; игры и упражнения из театральной педагогики, сюжетно-ролевые игры, конкурсы и викторины; работа с подручными материалами и изготовление декораций.

Большая роль в формировании способностей школьников отводится регулярному тренингу, который проводится на каждом этапе обучения с учетом возрастных особенностей учащихся. Задача тренинга – пробудить творческую фантазию и непроизвольность приспособления к сценической условности. Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры.

На каждом занятии проходят репетиции определенных театральных пьес по специально разработанной учебной программе.

Основные виды деятельности, которые используются при работе с учащимися, являются:

  • Театральная миниатюра;
  • Театральная игра;
  • Занятия по ритмопластике;
  • Занятия по культуре и технике речи;
  • Основы театральной культуры;
  • Создание спектакля.

Театральная миниатюра. Актёрский этюд. Наблюдения актёра. Лаборатория актёра и режиссёра. Учебные театральные миниатюры. Типы персонажей в театральных миниатюрах. Проблемная ситуация персонажа и способы решения.

Театральная игра направлена не столько на приобретение ребенком профессиональных умений и навыков, сколько на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях. Все игры этого раздела условно делятся на два вида: общеразвивающие игры и специальные театральные игры.

Общеразвивающие игры способствуют быстрой и легкой адаптации ребенка в школьных условиях и создают предпосылки для успешной учебы в начальной школе за счет актуализации интеллектуального, эмоционально-волевого и социального компонента. Обычно все дети делятся на мини-группы (4 чел.). Как правило, это зрители и исполнители, это дает возможность анализировать различные ситуации с разных позиций.

Эти игры можно использовать на уроках риторики, информатики, физкультуры, в качестве физкультминуток.

Специальные театральные игры необходимы при работе над этюдами и спектаклями. Они развивают воображение и фантазию, готовит детей к действию в сценических условиях, где все является вымыслом. Развивают умение действовать в предлагаемых обстоятельствах, веру в воображаемую ситуацию. Знакомить детей со сценическим действием можно на материале упражнений и этюдов, импровизируя на основе хорошо знакомых небольших сказок. Ритмопластика. Комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей школьников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений. Развитие ребенка идет от движений и эмоций к слову. Поэтому вполне естественно, что детям школьного возраста легче выразить свои чувства и эмоции через пластику своего тела. Особенно интересные пластические образы возникают под влиянием музыки. Различные по характеру и настроениям музыкальные произведения стимулируют фантазию ребенка, помогают творчески использовать пластическую выразительность.

Занятия ритмопластикой предполагают решение следующих задач:

  1. развитие двигательных способностей детей (ловкости, подвижности, гибкости, выносливости);
  2. развитие пластической выразительности (ритмичности, музыкальности, быстроты реакции, координации движений);
  3. развитие воображения (способность к пластической импровизации).

Необходимым условием решения этих задач является умение владеть своим телом, так называемая мышечная свобода. У школьников отсутствие этих умений проявляется в двух видах: как перенапряжение («зажим») всех или отдельных групп мышц или как излишняя разболтанность, развязность. Поэтому наряду с упражнениями и играми, направленными на развитие двигательных навыков, необходимы специальные упражнения в попеременном напряжении и расслаблении различных групп мышц, вплоть до полного расслабления всего тела. Только добившись определенных результатов в этом направлении, можно переходить к созданию пластических образов. Ритмопластические упражнения и игры не дублируют раздел, посвященный музыкально-ритмическому воспитанию в системе музыкальных занятий с школьниками. Они развивают, прежде всего, гибкость и умение владеть своим телом и представляют собой задания, несущие «художественно-смысловой образ», затрагивающий эмоциональный мир ребенка.

Большое внимание уделяю культуре и технике речи. Использую игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В этот же раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. В раздел «Культура и техника речи» включены игры, которые называют творческими играми со словами. Они развивают воображение и фантазию детей, пополняют словарный запас, учат вести диалог с партнером, составлять предложения и небольшие сюжетные рассказы. Их необходимо связывать со специальными театральными играми (на превращение и действия с воображаемыми предметами и т.п.).

Таким образом, условно все упражнения можно разделить на 3 вида:

  • Дыхательные и артикуляционные упражнения.
  • Дикционные и интонационные упражнения.
  • Творческие игры со словом.

Основы театральной культуры. Обеспечение условий для овладения школьниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. В раздел включены следующие основные темы:

  • Особенности театрального искусства.
  • Виды театрального искусства.
  • Рождение спектакля.
  • Театр снаружи и изнутри.
  • Культура зрителя.

Работа над спектаклем является вспомогательным, базируется на авторских сценариях и включает в себя следующие темы:

  • Выбор пьесы и обсуждение ее с детьми.
  • Деление пьесы на эпизоды и творческий пересказ их детьми.
  • Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.
  • Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев. Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов.
  • Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.
  • Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен.
  • Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита, с музыкальным оформлением.
  • Репетиция всей пьесы целиком в костюмах. Уточнение темпоритма спектакля. Назначение ответственных за смену декораций и реквизит.
  • Премьера спектакля.
  • Повторные показы спектакля.

Дети, которые занимаются в «Театральном» развивают умения:

  • Произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц.
  • Ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь по площадке.
  • Двигаться в заданном ритме, по сигналу педагога, соединяясь в пары, тройки, четверки.
  • Коллективно и индивидуально передавать заданный ритм по кругу или цепочке.
  • Создавать пластические импровизации под музыку разного характера.
  • Запоминать заданные режиссером мизансцены.
  • Находить оправдание заданной позе.
  • На сцене выполнять свободно и естественно простейшие физические действия.
  • Сочинить индивидуальный или групповой этюд на заданную тему.
  • Владеют комплексом артикуляционной гимнастики.
  • Менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.
  • Произносить скороговорки и стихотворный текст в движении и разных позах.
  • Произносить на одном дыхании длинную фразу или стихотворное четверостишие.
  • Знают и четко произносят в разных темпах 8 — 10 скороговорок.
  • Произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.

Новизна опыта выражается в том, что раскрытие и развитие творческих способностей учащихся осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительной культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний не периодически, а систематически, что стимулирует интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через театральную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие мышления, памяти, речи.

Образовательный потенциал заключается в возможности: повышение мотивации в получении дополнительных знаний; изучения методов научного познания (выдвинуть и обосновать замысел, самостоятельно поставить и сформулировать задачу, найти метод анализа ситуации); рефлексии и интерпретации результатов.

Работа во внеурочной деятельности способствует воспитанию у учащихся: значимых общечеловеческих ценностей (социальное партнерство, толерантность, диалог); чувство ответственности, самодисциплины; способности к методической работе и самоорганизации.

Уже в 1 классе автор старается увлечь детей в мир театрального искусства, хороший результат виден, конечно, не сразу, но работа не прекращается на протяжении последующих лет обучения. И уже в 4 классе виден результат этого труда.

Автор старается воссоздать психологически комфортную атмосферу раскованности, проявить уважительное отношение к каждому ученику, добиться чувства уверенности в посильности даваемых ему заданий. Бережно отношусь к желанию работать самостоятельно, инициативно, с верой в себя. Стараюсь сформировать желание трудиться с интересом, с охотой.

На своих занятиях во внеурочной деятельности я использую как традиционные методы, так и нетрадиционные.

Улучшить организацию моей работы помогает соблюдение некоторых правил:

Служить примером для подражания.

Поощрять сомнения.

Разрешать делать ошибки.

Поощрять разумный поиск.

Поощрять творческие идеи и результаты творческой деятельности.

Готовить к препятствиям.

На своих уроках и во внеурочной деятельности создаю условия, при которых ученик испытывает череду эмоций:

Сначала удивление: «Неужели этому можно научиться?»

Потом восхищение: «Как здорово, у меня всё получилось!»

И, наконец, восторг: «И я так могу!»

Результативность.

Анализируя свою деятельность, я исхожу из целей: развитие познавательной сферы первоклассников; сплочение классного коллектива; повышение уровня самостоятельности при выполнении учебных действий; развитие основ самообразования и исследовательской деятельности; создание положительной мотивации к учебной деятельности.

Что приобрели учащиеся, занимаясь в театральном направлении? Прежде всего, навыки различных видов деятельности. Каждый что-то обдумывал, предлагал, работал с дополнительной литературой, т.е. мыслительная деятельность. Была и коммуникативная деятельность – все делились своими мыслями, идеями, брали интервью, задавали вопросы. Обязательно была и практическая работа. Работа над спектаклем, сказкой была групповой, такая организация подразумевала распределение ролей, выполнение работы каждым учеником и объединение усилий каждого в единый результат.

Основными методами исследования полученных в ходе эксперимента результатов являются: наблюдение, анкетирование, психологическое тестирование.

Творческий потенциал каждого учащегося раскрыт, каждый ученик публично продемонстрировал достигнутый результат, он был, значим и интересен для детей, дети выступали в роли сказочных героев, литераторов, художников, ученых и т.д. Кругозор детей расширился, мыслительная деятельность активизировалась.

Можно говорить и о приобретенных компетенциях детей, а именно – узнали, как сделать, сумели сделать, и будут делать самостоятельно сами в новых ситуациях.

Процесс и результат театральной игры принес детям удовлетворение, радость переживания успеха, осознание собственных умений, компетенции. Дети готовы и хотят выполнять коллективно следующую постановку.

Конечно, работа над внедрением данного направления еще не завершена, но остановимся и посмотрим, какие промежуточные результаты она дает. В течение небольшого опыта работы мною предпринята попытка отслеживания некоторых результатов внедрения театральной деятельности:

  • формируются организационные навыки,
  • сформировано умение найти нужную информацию,
  • самостоятельность,
  • потребность в помощи товарищам или оказать ее другим,
  • подъем у детей, не проявляющих себя в урочной системе,
  • увеличение возможностей для творчества,
  • личностные приращения обнаруживаются не только у детей, но и у педагогов (лично у меня каждый мини-спектакль, выбранный учениками «прокручивается» в голове и каждую роль я продумываю, чтобы, если понадобиться помощь ученикам, быть готовой).

Учащиеся моего класса свои театральные способности представляли на школьных и городских конкурсах.

Принимали участие в школьных мероприятиях:

Праздник осени, инсценирование сказки «Красная Шапочка на новый лад»

Новогодний праздник, сказка «Слёт нечистой силы»

«Сказка про Ивана стрельца – удалого молодца»

«Принцесса на горошине»

Городские конкурсы

Конкурс театрализованных постановок «Сказки Тихого Дона», заняли 1 место

Районные конкурсы

Фестиваль детского творчества «Венок дружбы» (номинация «Художественное слово»), заняли 1 место

«В мире довольно людей, которым никто не помог пробудиться. Пробудить в человеке истинно человеческие начала, любовь ко всему прекрасному, помочь увидеть красоту земли призван, прежде всего, учитель». (Антуан де Сент-Экзюпери)

Опыт адресован учителям, готовым перестроить взаимодействия с учащимися посредством театральной деятельности для развития творческого потенциала каждого ребёнка. Данный опыт может быть рекомендован для использования учителям, которые:

  • готовы к осуществлению творческого подхода в обучении и воспитании,
  • готовы выйти за рамки программного материала,
  • способны к саморазвитию, изучая инновационные компьютерные технологии,
  • не боятся скрупулезной работы, требующей временных затрат.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. – М. 1987
  2. Григорьев Д.В. Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. — М.2010 г.
  3. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2006.
  4. Генералова И.А. Театр (Методические рекомендации для учителя). – М., 2005.
  5. Гиппиус С.В. Гимнастика чувств. – М. 1967.
  6. Запорожец Т.И. Логика сценической речи. – М. 1974.
  7. Макарова Л.П. Театрализованные праздники для детей. – Воронеж. 2003.
  8. Михайлова А.Я. Театр в эстетическом воспитании младших школьников. – М.1875.
  9. Казанский О.А. Игры в самих себя. – М. 1995.
  10. Дж.Родари. Грамматика фантазии. – М. 1978
  11. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. – М. 2003.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *