К СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОМУ АСПЕКТУ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

В статье проведен сравнительно-правовой анализ норм, предусматривающих административную ответственность за нарушения таможенных правил в законодательстве государств Евразийского экономического союза. Выявлены общие черты и основные отличия в регламентации данных составов административных правонарушений, сделаны выводы и высказана авторская позиция по результатам сравнительно-правового анализа.

К СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОМУ АСПЕКТУ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

Черкасова Анастасия Сергеевна

Ростовский филиал Российской таможенной академии

Юридический факультет

студент магистратуры

г.Ростов-на-Дону, Россия

E-mail: nasta_c95@mail.ru

TO THE COMPARATIVE LEGAL ASPECT OF ADMINISTRATIVE OFFENCES IN THE FIELD OF CUSTOMS LEGISLATION OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION

Cherkasova Anastasia Sergeevna

Rostov branch of the Russian customs Academy

Law faculty

graduate student

Rostov-on-don, Russia

E-mail: nasta_c95@mail.ru

АННОТАЦИЯ

В статье проведен сравнительно-правовой анализ норм, предусматривающих административную ответственность за нарушения таможенных правил в законодательстве государств Евразийского экономического союза. Выявлены общие черты и основные отличия в регламентации данных составов административных правонарушений, сделаны выводы и высказана авторская позиция по результатам сравнительно-правового анализа.

ABSTRACT

The article presents a comparative legal analysis of the norms providing for administrative responsibility for violations of customs rules in the legislation of the States of the Eurasian economic Union. Common features and main differences in the regulation of these structures of administrative offenses are revealed, conclusions are drawn and the author’s position on the results of comparative legal analysis is expressed.

Ключевые слова: Евразийский экономический союз, государства, таможенное дело, таможенные правила, нарушения, административная ответственность, сравнение.

Keywords: Eurasian economic Union, States, customs, customs rules, violations, administrative responsibility, comparison.

Таможенное регулирование сегодня в нашей стране осуществляется в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС), куда помимо России входят Армения, Белоруссия, Казахстан и Кыргызстан. Наличие единой таможенной территории, общей таможенной границы говорит о важности координации совместной правоохранительной деятельности таможенных органов указанных государств, а как следствие этого необходимости максимально возможной гармонизации законодательства в указанной сфере.

В связи с этим, безусловно, сейчас имеют актуальность исследования сравнительно-правового характера полномочий таможенных органов государств ЕАЭС в сфере их правоохранительной деятельности, а в особенности деятельности по привлечению лиц к административной ответственности за нарушения таможенных правил, т.к. подавляющая доля фактов нарушений таможенных правил приходится именно на административные правонарушения.

Данная статья посвящена сравнительно-правовому анализу административных правонарушений в области таможенного дела по законодательству государств ЕАЭС. Начнем этот анализ с данной категории административных правонарушений в КоАП РФ[1]. Так, в данном Кодексе административные правонарушения в области таможенного дела расположены в главе 16, которая на сегодняшний день содержит 24 статьи.

Первыми в данной главе законодатели, наверное, не случайно расположили статьи, предусматривающие административную ответственность за наиболее часто встречающиеся в практике таможенных органов противоправные деяния, а именно: незаконное перемещение через таможенную границу товаров и т/с международной перевозки (ст.16.1); недекларирование либо недостоверное декларирование товаров (ст.16.2); несоблюдение запретов и ограничений (ст.16.3).

Санкции норм главы 16 КоАП РФ предусматривают всего три вида административных наказаний: предупреждение; административный штраф; конфискация товаров, явившихся предметами административного правонарушения, либо конфискация предметов административного правонарушения.

В Беларуси, а именно Кодексе РБ об АП[2] административные правонарушения в области таможенного дела расположены в главе 14 данного Кодекса. Отличительной чертой составов данных правонарушений является то, что в начале главы для всех составов административных правонарушений этой главы даны критерии определения стоимости предмета. В указанной главе 14 сегодня находится 16 статей. Анализ санкций данных норм показал, что как и в КоАП РФ, нормы об административной ответственности в области таможенного дела в Кодекса РБ об АП содержат три аналогичных наказания: предупреждение; штраф; конфискация предмета или средства правонарушения.

В Казахстане согласно Кодексу РК об АП [3], административные правонарушения в области таможенного дела сосредоточены в главе 29 указанного Кодекса, где сегодня имеется 37 статей, предусматривающих административную ответственность за нарушения таможенных правил, причем изначально их было даже 38, но позже одна статья была исключена из Кодекса (ст.541 исключена в декабре 2017 г.).Следует сказать, что такое количество норм об административной ответственности в области таможенного дела является самым наибольшим в сравнении с кодексами об административных правонарушениях всех других государств ЕАЭС. Нельзя не отметить, что в Кодексе РК об АП перечень анализируемых норм начинается не совсем традиционно, а именно с нормы, предусматривающей ответственность за нарушение режима зоны таможенного контроля (ст.521) и нарушения порядка осуществления деятельности в сфере таможенного дела (ст.522). Большое количество норм в данной главе объясняется наличием нескольких норм, предусматривающих административную ответственность за несоблюдение условий различных таможенных процедур, а также еще ряда норм, не имеющихся в КоАП РФ, к примеру, таких как: нарушение порядка осуществления деятельности в сфере таможенного дела уполномоченным экономическим оператором (ст.537); нарушение порядка перемещения товаров в международных почтовых отправлениях (ст.547) и др. Если же говорить о санкциях норм главы 29 Кодекса РК об АП, то они в большинстве своем схожи с нормами главы 16 КоАП РФ, т.е. здесь имеются такие виды административных наказаний как: предупреждение; штраф; конфискация предмета или средства правонарушения. Помимо этих видов, в ст.544 данного Кодекса также имеется еще и такой вид наказания как «исключением из соответствующего реестра лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела».

Относительно Кыргызстана, хочется начать с обращения внимания на своеобразное название Кодекса, т.к. дословно он имеет название «Кодекс Кыргызской Республики о нарушениях» (т.е. без указания слова «административных») [4]. В данном Кодексе интересующие нас составы правонарушений находятся в главе 33, где расположено 20 статей.Из видов административных наказаний нормы указанной главы содержан лишь два: предупреждение и штраф.

В Армении относительно административных правонарушений в области таможенного дела на сегодняшний день сложилась следующая ситуация. В связи с вступлением в ЕАЭС Армении еще в 2015 г. в декабре 2014 г. был принят Закон Республики Армения «О таможенном регулировании» [5], с утратой силы действовавшего до этого Таможенного кодекса Республики Армения [6]. Вместе с тем, данный Таможенный кодекс РА на сегодняшний день утратил силу не полностью, это касается и правонарушений в области таможенного дела, которые были в нем (раздел XIII). Так, согласно п.4 ст.259 нового Закона Республики Армения «О таможенном регулировании» раздел XIII (предусматривает правонарушения в области таможенного дела и производство по ним) ТК РА продолжает действовать до вступления в силу соответствующих законов Республики Армения, устанавливающих положения об ответственности за нарушение таможенных правил и о производстве по делам о нарушении таможенных правил. До настоящего времени никаких изменений в Армении по этому поводу не было, данные правонарушения и производство по ним не «перешли» ни в вышеуказанный Закона Республики Армения «О таможенном регулировании» ни в Кодекс об административных правонарушениях Республики Армения [7]. В связи с этим приходится обращаться к Таможенному кодексу РА 2000 г., где правонарушения в области таможенного дела находятся в главе 37 (в рамках раздела XIII). Она содержит в себе 18 статей. Следует отметить, что первая норма данной главы (ст.189) не содержит состава какого-либо правонарушения, т.к. она носит чисто понятийный характер (в ней дано определение нарушению таможенных правил). Анализ санкций данных норм показал, что законодателями Армении здесь предусмотрен только один вид наказания – штраф.

Количественное соотношение норм об административной

ответственности за правонарушения в области таможенного дела

по законодательству государств ЕАЭС

Таким образом, сравнительно-правовой анализ норм, предусматривающих административную ответственность за нарушения таможенных правил в законодательстве стран ЕАЭС показал, что эти нормы имеют как много общего, что обусловлено наличием общего таможенно-правового регулирования на уровне Союза, так и довольно существенными отличиями. Наибольшие отличия в регламентации административных правонарушений в области таможенного дела нами выявлены в результате анализа законодательства Армении. Во-первых, составы административных правонарушений в области таможенного дела в данной стране до сих пор содержатся в Таможенном кодексе РА 2000 г., а точнее в не утратившим пока силу его разделе XIII, во-вторых, в санкциях этих норм предусмотрен только один вид наказания (штраф), что представляется далеко не совсем удачным.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // СПС «Консультант Плюс»

2. Кодекс Республики Беларусь от 21.04.2003 № 194-З (ред. от 17.07.2019) «Об административных правонарушениях» // ИС «Континент»- http://continent-online.com/

3. Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 0.07.2014 № 235-V (ред. от 01.08.2019) // ИС «Континент»- http://continent-online.com/

4. Кодекс Кыргызской Республики о нарушениях от 13.04.2017 № 58 (ред. от 21.02.2019) // ИС «Континент»- http://continent-online.com/

5. Закон Республики Армения от 30.12.2014 №ЗР-241 «О таможенном регулировании» // База данных законодательства стран СНГ «СоюзПравоИнформ» — http://spinform.ru/

6. Таможенный кодекс Республики Армения от 09.08.2000 №ЗР-83 (ред. от 30.12.2014) // База данных законодательства стран СНГ «СоюзПравоИнформ» — http://spinform.ru/

7. Кодекс об административных правонарушениях Республики Армения от 06.12.1985 (ред. от 19.07.2019) // База данных законодательства стран СНГ «СоюзПравоИнформ» — http://spinform.ru/

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *