ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПРИМЕНЕНИЯ МЕР ПРОКУРОРСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ В РАМКАХ НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОВ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В данной статье рассмотрены особенности прокурорского надзора за соблюдением законности в оперативно-розыскной деятельности, проанализированы меры прокурорского реагирования, применяемые при выявлении нарушений законов в данной сфере, обозначены проблемы их применения и высказаны предложения по их устранению.

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПРИМЕНЕНИЯ МЕР ПРОКУРОРСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ В РАМКАХ НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОВ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ляфишева Нафисет Арсеньевна

Южно-Российский институт управления-филиал

Российской академии народного хозяйства и государственной службы

при Президенте Российской Федерации

студент магистратуры

г.Ростов-на-Дону, Россия

E-mail: lyafisheva01@mail.ru

ABOUT FEATURES OF APPLICATION OF MEASURES OF PUBLIC PROSECUTOR’S RESPONSE WITHIN SUPERVISION OF OBSERVANCE OF LAWS AT IMPLEMENTATION OF OPERATIONAL-SEARCH ACTIVITY

Lafisheva Nafiset Arsenievna

South Russian Institute of management-branch

Russian Academy of national economy and public administration under the President of the Russian Federation

graduate student

Rostov-on-don, Russia

E-mail: lyafisheva01@mail.ru

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассмотрены особенности прокурорского надзора за соблюдением законности в оперативно-розыскной деятельности, проанализированы меры прокурорского реагирования, применяемые при выявлении нарушений законов в данной сфере, обозначены проблемы их применения и высказаны предложения по их устранению.

ABSTRACT

This article discusses the features of prosecutorial supervision over the observance of the rule of law in operational investigative activities, analyzes the measures of prosecutorial response used in identifying violations of laws in this area, identifies the problems of their application and makes suggestions for their elimination.

Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, прокурорский надзор, особенности, меры прокурорского реагирования, правовое регулирование, проблемы, решение.

Keywords: operational-search activity, Prosecutor’s supervision, features, measures of Prosecutor’s response, legal regulation, problems, solution.

Прокурорский надзор сегодня осуществляется практически в отношении всех сфер деятельности различных органов и организаций. В числе отраслей прокурорского надзора, как известно, предусмотрен и надзор за оперативно-розыскной деятельностью (ст.1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» [1]). Оперативно-розыскная деятельность, как абсолютно точно, на наш взгляд, отмечается некоторыми авторами в своих научных трудах, является самостоятельным видом правоохранительной деятельности, которая осуществляется с применением гласных и негласных методов только специально уполномоченными государственными органами [2, с.643].

Непосредственно предмет надзора и полномочия прокурора в сфере надзора за соблюдением законности в ОРД предусмотрены главой 3 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации». Так, согласно ст.29 к предмету прокурорского надзора за ОРД отнесены:

— соблюдение прав и свобод человека и гражданина;

— соблюдение порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях;

— соблюдение требований выполнения оперативно-розыскных мероприятий;

— соблюдение законности решений, принимаемых органами, осуществляющими ОРД.

Относительно полномочий прокурора в области прокурорского надзора за соблюдением законности в ОРД ст.30 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» отсылает к другому федеральному закону, коим является ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» [3]. Прежде всего, надо отметить, что именно в ст.1 данного Закона дано само определение ОРД, где под ней понимается вид деятельности, который может осуществляться как гласно, так и негласно оперативными подразделениями только государственных ведомств, уполномоченных на осуществление ОРД, посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий. Соответственно, как органы осуществляющие ОРД, так и виды оперативно-розыскных мероприятий, осуществляемых в ходе ОРД, также предусмотренных вышеуказанным Законом.

Если же говорить непосредственно о правовой регламентации прокурорского надзора за соблюдением законодательства при осуществлении ОРД, то этому вопросу посвящен целый ряд норм данного Закона. Так, согласно ст.5 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», человек, считающий, что действиями должностных лиц, осуществляющих ОРД, нарушены его права и свободы, имеет право обжалования этих действий не только в ведомственном порядке (т.е. в вышестоящий орган) или в суд, но и в прокуратуру. Согласно этой же норме в случае выявления нарушения органом (должностным лицом), осуществляющим ОРД, прав и законных интересов физических и юридических лиц прокурор обязан принять необходимые меры по восстановлению этих прав и законных интересов, а также возмещению причиненного вреда.

Относительно «арсенала» мер, которые прокурор может принять в случае выявления им нарушений действующего законодательства, в том числе и ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», следует вновь обратиться к положениям ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», а именно к разделу 3 данного Закона, где в числе мер прокурорского реагирования предусмотрены: протест, представление, постановление и предостережение.

Согласно ст.21 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» прокурорский надзор за соблюдением законов в ОРД осуществляется Генеральным прокурором РФ и уполномоченными им прокурорами. Здесь нужно отметить, что осуществлять данный вид надзора имеют право только те прокурорские работники, у которых получен соответствующий допуск к секретным сведениям[4]. В связи с этим именно данную отрасль прокурорского надзора абсолютно справедливо некоторые авторы называют специфической [5, с.9].

В соответствии с указанной ст.21 по требованию прокуроров, уполномоченных на осуществление прокурорского надзора за соблюдением законности в ОРД, руководители органов, осуществляющих данный вид правоохранительной деятельности представляют им для проверки оперативно-служебные документы (включая дела оперативного учета, материалы о проведении ОРМ, учетно-регистрационные документы), а также ведомственные нормативные правовые акты, которые регулируют порядок проведения ОРМ.

Сведения о тех людях, которые оперативными сотрудниками внедрены в ОПГ, а также данные о состоящих в штате негласных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД, в том числе и сведения о тех лицах, которые конфиденциально содействуют указанным органам, могут быть представлены надзирающим прокурорам только при наличии письменного согласия указанных лиц, за исключением лишь тех случаев, когда имеются основания их привлечения к уголовной ответственности.

Прокуроры, надзирающие за соблюдением законов в ОРД, должны обеспечивать защиту сведений, которые содержатся в представляемых им на проверку документах и материалах.

Неисполнение же законных требований надзирающего за ОРД прокурора, влечет за собой ответственность согласно действующему российскому законодательству.

М.М. Мануков выделяет три стадии прокурорско-надзорной деятельности за соблюдением законности при осуществлении ОРД. Так, к первой стадии он относит формирование прокурорско-надзорных правоотношений, в рамках которых устанавливается юридическая взаимосвязь (отношения) между конкретными субъектами этих правоотношений. В качестве участников этих правоотношений в первую очередь выступает прокурор, наделенный правом осуществления надзора за ОРД, а также поднадзорные органы и лица (т.е. органы и должностные лица, осуществляющие ОРД и лица, привлекаемые к ОРД на конфиденциальной основе), соответственно, сюда же относятся права и обязанности всех указанных лиц. Ко второй стадии данным автором относится стадия выявления нарушений действующего законодательства об ОРД и применение в связи с этим соответствующих мер прокурорского реагирования. Наконец, к третьей стадии относится контроль за сроками и качеством рассмотрения органами, осуществляющими ОРД актов прокурорского реагирования, соответственно контроль за своевременным и полным устранением нарушений действующего законодательства в этой сфере [6, с.37-42].

Если говорить об особенностях правового регулирования прокурорского надзора за осуществлением ОРД, то помимо двух неоднократно упомянутых здесь федеральных законов (ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» и ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации») сегодня действует Приказ Генеральной прокуратуры России от 15.02.2011 № 33 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности», которым непосредственно предусмотрена организация прокурорского надзора в данной области. Более того, некоторыми приказами и указаниями Генерального прокурора РФ прописаны особенности прокурорского надзора за соблюдением законности при осуществлении ОРД в некоторых ведомствах или некоторых сферах, к примеру, некоторых специальных оперативных подразделений МВД[7], оперативных подразделений таможенных органов [8], в сфере предпринимательской деятельности [9], борьбы с экстремизмом [10], лесопользования [11] и др.

Анализ официальных статистических показателей прокурорского надзора за соблюдением законов при осуществлении ОРД в 2018 г. [12] показывает, что минимальное количество актов прокурорского реагирования было внесено в органы, осуществляющие ОРД именно в виде постановлений прокурора в порядке п.2 ч.2 ст.37 УПК РФ, которые прокурор направляет в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела – 105 постановлений за 2018 г. Такие постановления (вместе с необходимыми материалами) прокуроры направляют в следственные органы тогда, когда по результатам прокурорских проверок ими выявлены признаки преступления. Поскольку сегодня прокурор не наделен правом возбуждения уголовного дела, он направляет указанное постановление в следственные органы, которые, в свою очередь, получив данное постановление прокурора, проводят проверку в порядке ст.144-145 УПК РФ, по результатам которой выносят постановление о возбуждении уголовного дела либо об отказе в возбуждении дела. Вторым по количественному критерию актом прокурорского реагирования при надзоре за ОРД выступает протест прокурора – 8 488 протестов за анализируемый период. Далее представления прокурора об устранении нарушений закона – 10 537. Наконец, наибольшее количество мер прокурорского реагирования принято в виде требований о нарушении закона – 128 180.

О последнем из указанных актов прокурорского реагирования следует сказать подробнее. Дело в том, что такого акта прокурорского реагирования как «требование прокурора» ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» не предусмотрено. Вместе с тем из статистики прокурорского надзора за соблюдением законности в ОРД, размещенной на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ (приведена здесь в виде диаграммы) видно, что указанное «требование» считается за отдельный акт прокурорского реагирования, что нами представляется не совсем верным. Здесь, конечно, нельзя не отметить, что некоторые авторы ранее высказывались о закреплении такого требования прокурора в ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» в качестве новой отдельной меры (акта) прокурорского реагирования [13, с.83].

Если погрузиться в анализ ведомственных актов органов прокуратуры, то становится очевидным, что указанное предложение действительно имеет под собой основания. Так, согласно п.7 Приказа Генерального прокурора РФ, посвященного организации надзора за соблюдением законности в ОРД, сказано, что при выявлении нарушений законодательства об ОРД прокурорам следует направлять руководителям органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, требования и (или) иные акты прокурорского реагирования в целях обеспечения их устранения и восстановления нарушенных прав [4]. В соответствии с методическими рекомендациями, разработанными Генеральной прокуратурой РФ рассматриваемое требование вносится по фактам нарушений закона по отдельным делам оперативного учета или оперативно-служебным материалам, а также в связи с ненадлежащим исполнением поручений следователя (дознавателя) по конкретному уголовному делу и т.д. [14]. Опуская подробности оформления такого требования в указанных методических рекомендациях, остановимся лишь на том их месте, где сказано, что требование касается частных вопросов и является самой распространенной мерой реагирования в указанной сфере прокурорского надзора. Также относительно требования в этом документе прописано, что с указанием конкретных нарушений законов, прокурор в данном акте может также поставить вопрос о привлечении виновного должностного лица к ответственности (дисциплинарной и др.). Также прокурор в таком требовании вправе указать, какие непосредственно вопросы, имеющие значение для выявления, пресечения и раскрытия преступлений, не отработаны оперативными сотрудниками. При этом отмечено, что прокурорский работник при вынесении требования не должен вмешиваться в тактику ОРД, в том числе, не предписывая обязанность выполнить конкретные ОРМ. Сравнение данного требования с требованием прокурора, направляемым в рамках расследования уголовного дела в порядке п.3 ч.2 ст.37 УПК РФ говорит о том, что это разные акты прокурорского реагирования, т.к. во втором случае (п.3 ч.2 ст.37 УПК РФ) такое требование может быть адресовано только следователю или дознавателю в рамках осуществления ими предварительного расследования по уголовному делу.

Таким образом, получается, что на уровне ведомственных актов фактически существует еще одна мера (акт) прокурорского реагирования в сфере надзора за законностью осуществления ОРД, со всеми присущими для нее признаками, однако в самом ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» не предусмотренная, что, на наш взгляд, требует устранения этого пробела, путем внесения соответствующих изменений в указанный Закон.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 26.07.2019 №205-ФЗ) «О прокуратуре Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс»

2.Ахметова Е.С. Акты прокурорского реагирования при осуществлении прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью // Аллея науки. 2018. Т.1., №9 (25). С.643

3.Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 02.08.2019 №311-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» // СПС «Консультант Плюс»

4.Приказ Генпрокуратуры России от 15.02.2011 № 33 (ред. от 20.01.2017) «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности» // СПС «Консультант Плюс»

5.Луговик В.Ф. Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью: предмет, процедура и порядок представления документов // Оперативно-розыскное право. 2017. №1 (1). С.9.

6.Мануков М.М. Механизм прокурорского надзора за исполнением законов субъектами оперативно-розыскной деятельности // Государство и право в XXI веке. 2017. №4. С.37-42

7.Приказ Генпрокуратуры России от 28.01.2014 № 29 (ред. от 13.12.2016) «Об организации прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью подразделений Главного управления собственной безопасности Министерства внутренних дел Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс»

8.Приказ Генпрокуратуры России от 15.07.2011 № 211 (ред. от 18.07.2018) «Об организации надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере» // СПС «Консультант Плюс»

9.Указание Генпрокуратуры России от 01.12.2017 № 815/36 «Об усилении прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности на досудебных стадиях уголовного судопроизводства и при осуществлении оперативно-розыскной деятельности» // СПС «Консультант Плюс»

10.Распоряжение Генпрокуратуры РФ № 270/27р, МВД РФ № 1/9789, ФСБ РФ № 38 от 16.12.2008 «О совершенствовании работы по предупреждению и пресечению деятельности общественных и религиозных объединений по распространению идей национальной розни и религиозного экстремизма» // СПС «Консультант Плюс»

11.Указание Генпрокуратуры России от 09.06.2014 № 307/36 (ред. от 04.05.2016) «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законов при предупреждении, выявлении, раскрытии и расследовании преступлений в сфере лесопользования» // СПС «Консультант Плюс»

12.Официальный сайт Генеральной прокуратуры РФ // Статистические данные / Статистические данные об основных показателях деятельности органов прокуратуры Российской Федерации за январь-декабрь 2018 г. https://genproc.gov.ru/stat/data/1548464/

13.Ергашев Е. Требование прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания и предварительного следствия, как новый вид актов прокурорского реагирования // Уголовное право. 2007. №6. С.83.

14.Письмо Генеральной прокуратуры РФ от 22.12.2017 №36-11-2017 «О методических рекомендациях «О подготовке актов реагирования в рамках прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности» // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации «Кодекс» — http://docs.cntd.ru/document/554086905

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *