МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ В ДОО ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ МНОГОЭТНИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА

В центре внимания данной статьи – методическое сопровождение педагогов ДОО по формированию толерантного отношения дошкольников в условиях многоэтнического пространства. Авторы приходят к выводу, что методическое сопровождение с педагогами дошкольных образовательных организаций по данной теме предлагается проводить в рамках педагогической экспедиции, которая должна строиться поэтапно: первый этап — проведение теоретических семинаров и самостоятельная деятельности педагогов, второй этап – теоретическое осмысление, обобщение и применение педагогами полученных знаний и умений на практике.

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ В ДОО ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ МНОГОЭТНИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА

Родина Елена Алексеевна

Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского

магистрант Института педагогики

г. Калуга, Россия

E-mail: rodina.elena.1988@mail.ru

Научный руководитель: Микитюк Ирина Валентиновна

кандидат педагогических наук, доцент

Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского

Институт педагогики

г. Калуга, Россия

АННОТАЦИЯ:

В центре внимания данной статьи – методическое сопровождение педагогов ДОО по формированию толерантного отношения дошкольников в условиях многоэтнического пространства. Авторы приходят к выводу, что методическое сопровождение с педагогами дошкольных образовательных организаций по данной теме предлагается проводить в рамках педагогической экспедиции, которая должна строиться поэтапно: первый этап — проведение теоретических семинаров и самостоятельная деятельности педагогов, второй этап – теоретическое осмысление, обобщение и применение педагогами полученных знаний и умений на практике.

Ключевые слова: методическое сопровождение, толерантное отношение, многоэтническое пространство

Наша страна по составу населения исконно многонациональна, поликонфессиональна, многокультурна. В условиях кардинальных экономических и социально-политических изменений эти сущностные характеристики общества и государства, обеспечивающие мир, согласие и развитие, становятся ведущими.

В Федеральном законе РФ «Об образовании» говориться о «необходимости содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности; учитывать разнообразие мировоззренческих подходов»

Начало XXI столетия отмечается усилением в мире процессов интеграции и глобализации. Данные процессы направлены на сближение, объединение народов, активизацию их взаимоотношений во всех областях человеческой жизни. В то же время можно говорить о реальной опасности стандартизации, унификации национальной духовной жизни вследствие влияния массовой культуры, а также явлений антикультуры и лжекультуры. Поэтому объясним и закономерен «ренессанс» этнической, традиционной, культуры в качестве «защитной реакции». В этой области проведены исследования, изучающие этнокультурную функцию образования в многоэтническом пространстве, которое ориентировано на подготовку педагога, стойким нравственным принципом которого выступает толерантность, уважительное отношение к разным народам и культурам (О.Д. Мукаева, Г.Н. Волков, З.Г. Сахипова, Г.В. Мухаметзянова, И.А. Шоров, Г.Ш. Хулхачиева, М.Г. Тайчинов и др.).

Актуальность вопроса в образовании о формировании толерантной личности в многоэтническом пространстве подтверждается современными технологиями и концепциями: поликультурное воспитание (А.А. Реан, А.Н. Джуринский), школа диалога культур (B.C. Библер), социокультурный подход в педагогике (В.А. Тишков), поликультуризм в образовании (Г.М. Коджаспирова), этническое мультикультурное образование (О.Д. Мукаева, Е.В. Бондаревская) мультикультурное образование (К.Д. Дмитриев, Г.В. Палаткина, О.В. Аракелян, З.А. Малькова, М.Н. Кузьмин).

В настоящее время в формировании толерантных отношений у дошкольников в многоэтническом пространстве особое значение приобретает организация методического сопровождения педагогов ДОО, основанная на следующих принципах: базой формирования толерантных отношений воспитателей являются средства и традиции народной педагогики; обеспечивается целостность формирования ценностного отношения к национальной культуре воспитателей ДОО, которая выражается в диалектической общности общемировых и национальных ценностей; реализуется система как теоретической, так и практической подготовки воспитателей.

Толерантность педагога составляют следующие критерии: когнитивный, мотивационно-ценностный и деятельностно-поведенческий.

Когнитивный критерий предусматривает степень сформированности профессиональных знаний, необходимых педагогу для осуществления толерантной межкультурной коммуникации и основными показателями когнитивного критерия являются полнота и прочность усвоения знаний. Основными показателями мотивационно-ценностного критерия являются знания фактов, через которые возможно осознание системы ценностей в межкультурном взаимодействии, усвоение системы иной культуры. Деятельностно-поведенческий критерий характеризуется речевыми умениями (способами общения) говорение, умение общаться с представителями другой культуры.

Методическое сопровождение с педагогами дошкольных образовательных организаций, по формированию толерантных отношений у дошкольников в мноногоэтническом пространстве, предлагается проводить в рамках педагогической экспедиции, которая должна строиться поэтапно.

Первый этап – проведение теоретических семинаров «Формирование толерантности в многоэтническом пространстве у педагогов ДОО на средствах и традициях народной педагогики» и самостоятельная деятельности педагогов. А второй этап – это этап практической деятельности.

Цель первого этапа: создавать условия для развития нравственно-ценностной позиции педагогов ДОО, личностных качеств и системы отношений, их этносоциальной установки (мотивационно-ценностный критерий); обеспечение педагогов системой знаний в вопросе поликультурной и народной педагогики (когнитивный критерий); деятельностно-поведенческий критерий поможет сформировать познавательные потребностей и интересы в педагогическом самообразовании.

Содержание семинаров предусматривает применение различных форм методического сопровождения: консультации, педагогические советы, научно-практические конференции, методические декады, «открытый микрофон» и т.д. При реализации программы данных семинаров следует руководствоваться принципами, среди которых большую роль играет принцип культуросообразности образования. Он основан на понимании того, что образование нацелено на гуманизацию общества в контексте национальной и мировой культуры. В процессе освоения нравственных ценностей человечества и произведений народного творчества образование формирует духовный облик личности. Содержание семинаров должны совместить в себе главные ценности культурно-ориентированного образования. Также за основу в качестве основополагающих принципов взяты принцип личностно-деятельностной направленности и принцип социогуманитарной ориентации.

В качестве тем для теоретических семинаров можно предложить следующие: вводная тема «Толерантность как составляющая педагогической культуры» — описывает проблему формирования   толерантного отношения к детям как профессионального качества личности педагога. Толерантные отношения в многоэтническом пространстве рассматриваются как важное условие развития единства человеческого общества.

Процесс развития толерантности у педагогов требует их ознакомления с развитием воспитательных средств на различных этапах общественного развития, с педагогической мудростью народа. Для этой цели проводиться научно-практическая конференция на тему «Основы народной педагогики в системе формирования толерантности современного педагога».

Следующая тема семинара «Сущность, содержание и структура толерантности педагога» (мотивационно-ценностный критерий), при изучении которой воспитатели осознают место и значение системы общечеловеческих ценностей в педагогической работе, является логическим продолжением предыдущей.

Когнитивный критерий толерантности педагога развивается в ходе следующей консультации «Педагогическая толерантность в современных психолого-педагогических исследованиях», на которой воспитатели знакомятся с концептуальными подходами к трактовке понятия «толерантность», с исследованиями в этой области.

Деятельностно-поведенческому компоненту отводиться отдельное мероприятие, на котором вырабатываются умения и навыки в области толерантности, акцентируется внимание воспитателей на технологии планирования педагогической работы, конкретизируются задачи и методы формирования толерантных отношений у детей дошкольного возраста в многоэтническом пространстве.

Последним этапом по ознакомлению педагогов с понятием «толерантность» выступает освоение её деятельностно-поведенческого критерия, в ходе которого воспитателям следует принять участие в родительском собрании, посвященному укреплению взаимопонимания, дружбы и взаимной поддержки между представителями разных конфессий, и национальностей.

В процессе знакомства с темой «Формирование толерантности педагога посредством народного фольклора» воспитатели знакомятся с педагогическими идеями разных народов мира, изложенных в фольклорных произведениях. В ходе такого мероприятия проводится сопоставительный анализ произведений разных народов, по сути несущих одинаковую смысловую нагрузку.

Заключительный семинар первого этапа посвящена тема «Формирование толерантности в свете глобальных и национальных вызовов человечеству» посвящается обобщению идей гуманизма и духовных идеалов человечества. Педагог выступает для воспитанников источником знаний в области формирования толерантных отношений; культивируется знание, понимание и уважение национальных традиций, способствующих вхождению детей в социум.

Личностный уровень в формировании толерантности в многоэтническом пространстве педагогов может быть достигнут лишь при активном использовании различных видов самостоятельной подготовки. Самостоятельная деятельность педагогов является замечательным способом обогащения знаний, полученных на теоретических мероприятиях. Именно самостоятельная деятельность педагогов направлена на расширение понятийного аппарата путём знакомства с дополнительной литературой. Воспитателям предлагается самостоятельно выявить особые этнопедагогические возможности фольклора, обозначить проблемы в области формирования ценностного отношения к национальной культуре, сделать самоанализ усвоения теоретических семинаров.

Последнее итоговое мероприятие завершается интересной формой – «открытый микрофон», которая поспособствует развитию у педагогов полемических навыков, искусству выступать перед коллегами, сформировать умение высказывать своё отношение к реально существующей проблеме толерантного отношение дошкольников к друг другу. А так же данное мероприятие способствует уточнению вопросов, связанных с качеством проведения методической работы.

Цель второго этапа формирования толерантности в многоэтническом пространстве педагога: это теоретическое осмысление, обобщение и применение педагогами полученных знаний и умений в области поликультурной и народной педагогики, а также развитие познавательного интереса и познавательных потребностей в профессиональном самообразовании.

В практическом плане воспитателям можно предложить следующий комплект заданий: знакомство воспитанников с культурными традициями одной страны (по выбору педагога); использовании с детьми Web-квестов «Народы России»; собрание материалов и оформление информационной книги «Национальный мир»; совместные мероприятия с родителями (законными представителями) по возрождению народных традиций в воспитании детей в виде родительских собраний, индивидуальных бесед, семейных клубов; проведение мероприятий с педагогами ДОО и родителями воспитанников на морально-этические темы о межнациональных взаимоотношениях и т.д.

В рамках педагогической экспедиции по формированию толерантных отношений у дошкольников в многоэтническом пространстве, педагогам следует использовать следующие формы взаимодействия с детьми: беседы, игры, непрерывную образовательную деятельность, где воспитанники ДОО смогут получить уроки мудрости и образцы нравственного поведения. Под руководством воспитателей у дошкольников сформируются правила общения с представителями других культур, манеры поведения, дети научаться анализировать свои и чужие поступки, освоят способы разрешения конфликтов. Использование педагогами интерактивных тренажеров с героями сказок из художественных произведений, поможет дошкольникам устанавливать аналогии с жизненными ситуациями, дети научаться видеть причины отрицательных взаимоотношений. Именно в ходе бесед, игр, непрерывной образовательной деятельности показали особую роль толерантного отношения как наивысшей общечеловеческой ценности в глобальных планетарных взаимоотношениях.

Процесс формирования толерантного отношения у дошкольников в многоэтническом пространстве сложен и многогранен. Представленная система организации методического сопровождения педагогов ДОО позволит сформировать у педагогов необходимые теоретические знания и практические умения в области формирования толерантного отношения дошкольников в условиях многоэтнического пространства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Губанихина, Е.В. Формирование профессионально-ценностных ориентаций педагогов в воспитательном пространстве вуза. [Текст] /Е.В. Губанихина. // Приволжский научный вестник. – 2014. – № 8-2 (36). – С.8-10.

2. Зайцева, О.Ю., Михайлова, И.В. Поликультурная компетентность личности и условия её формирования в учебном процессе вуза: Монография [Текст] / О.Ю. Зайцева, И.В. Михайлова. – Иркутск: ООО «Издательство «Аспринт», 2015. – 156 с.

3. Ломакина, Ю.В. Формирование поликультурной компетентности студентов педагогического колледжа средствами народной педагогики: автореф. дис. … канд. пед. наук [Текст] / Ю.В. Ломакина. – Уфа, 2012. – 24 с.

4. Хупсарокова, А.М., Хакунова, Ф.П. Предметно-содержательные компоненты поликультурной компетентности педагога [Текст] / А.М. Хупсарокова, Ф.П. Хакунова // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2011. – № 1. – С. 50-55.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *