ПРЕДПРИЯТИЕ КАК ОБЪЕКТ СТОИМОСТНОЙ ОЦЕНКИ

В статье рассмотрены основные подходы к оценке стоимости бизнеса. Определены проблемы стоимостных оценочных методов в рамках каждого из подходов. Исследованы пути совершенствования подходов к оценке стоимости компании, учитывающих большее количество факторов влияния и представляющих более адекватную информацию о стоимости коммерческой деятельности с учетом возможных изменений в будущем.

ПРЕДПРИЯТИЕ КАК ОБЪЕКТ СТОИМОСТНОЙ ОЦЕНКИ

УДК 338.22

Захарченко Диана Викторовна

Кубанский государственный университет

магистрант Факультета «Финансы и кредит»

г. Краснодар, Россия

E-mail: dizavi1995@mail.ru

ENTERPRISE AS AN OBJECT OF COST ESTIMATION

Zakharchenko Diana Viktorovna,

Kuban State University

Master student Faculty «Finance and Credit»

Krasnodar, Russia

E-mail: dizavi1995@mail.ru

АННОТАЦИЯ.

В статье рассмотрены основные подходы к оценке стоимости бизнеса. Определены проблемы стоимостных оценочных методов в рамках каждого из подходов. Исследованы пути совершенствования подходов к оценке стоимости компании, учитывающих большее количество факторов влияния и представляющих более адекватную информацию о стоимости коммерческой деятельности с учетом возможных изменений в будущем.

ANNOTATION.

The article describes the main approaches to assessing the value of a business. The problems of valuation methods in each of the approaches are identified. Ways of improving approaches to the valuation of a company, taking into account a greater number of influence factors and representing more adequate information about the value of commercial activities with regard to possible changes in the future, are explored.

Ключевые слова: оценка бизнеса, стоимость бизнеса, подходы и методы оценки стоимости компании. величина стоимости бизнеса, максимизация стоимости, факторы стоимости

Keywords: business valuation, business value, approaches and methods for estimating company value. value of business value, cost maximization, cost factors

Производственную основу любой экономической системы образуют предприятия, каждое из которых является первичным и главным элементом этой системы.

На сегодняшний день существуют различные определения понятия предприятие. Однако большая их часть отражает одну из сторон предприятия, которая с их точки зрения является наиболее важной. Такое положение дел вполне закономерно. Дело в том, что содержательную сторону этого понятия можно трактовать с точки зрения каждого отдельно участника процесса производства, заинтересованного в том или ином конечном результате.

Собственник оценивает компанию как часть собственного имущества, а также как источник возможной прибыли. Члены трудового коллектива считают предприятие местом приложение своих профессиональных знаний и навыков с целью получения заработной платы. Менеджеры используют предприятие как для реализации своих административных амбиций, планов, так и для расширения своих привилегий. Инвесторы анализируют экономическую целесообразность приобретение действующего предприятия для реализации своих предпринимательских замыслов. Банки и страховые компании видят в предприятиях своих потенциальных клиентов. Государственные и муниципальные органы интересует возможность использования предприятия для решения общегосударственных и региональных задач. Кроме того, они рассматривают его как источник поступления определенных по объему налогов в соответствующие бюджеты. Вполне очевидно, что при таком многообразии взглядов на понятие предприятие не представляется возможным получение для него единого определения.

Действующий Гражданский Кодекс Российской Федерации определяет понятие предприятия в виде имущественного комплекса.

Предприятием в качестве объекта прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности.

Тема оценки стоимости бизнеса остается одной из актуальных на сегодняшний день, в виду того, что на данном этапе российской экономики идет развитие рыночных механизмов, значительное увеличение объемов финансового рынка, набирают обороты планы предприятий по проведению IPO, учащаются процедуры по слиянию и поглощению смежных компаний, возрастает интерес к прозрачности компаний.

Информация о величине стоимости бизнеса для менеджмента компании становится инструментом повышения эффективности финансовой деятельности, ввиду того, что данная величина является критерием оценки результатов финансового менеджмента.

На сегодняшний день управление современной компанией невозможно без оценки стоимости бизнеса. На основе этого показателя совершаются сделки купли-продажи, принимаются управленческие решения, решается вопрос о проведении процедур слияния и поглощения. Отсутствие знаний о величине и методах оценки стоимости бизнеса может привести к ошибочным действиям менеджмента предприятий.

Оценка бизнеса — целостное определение цены компании, как функционального комплекса, который генерирует прибыль. При определении стоимости производится оценка активов предприятия: основных и оборотных средств (имущественного комплекса, нематериальных активов, запасов сырья и материалов, финансовых вложений). Также в процессе определения стоимости отдельно оцениваются ретроспективные и перспективные доходы, состояние конкурентной среды на рынке, производится сравнение с аналогичными предприятиями.

В состав предприятия, рассматриваемого как имущественный комплекс, входят все виды имущества, предназначенного для его производственно-хозяйственной, инвестиционной и финансовой деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, материалы, продукцию, права требования, обязательства (долги), а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы, услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом.

Потребность в информации о величине стоимости бизнеса ставит задачу для управленческого состава в разработке принципов, методик, методов, комплексов мероприятий, которые будут способствовать максимизации стоимости бизнеса и достижению нормативных значений. Необходимо проводить оценку стоимости бизнеса, что позволить повысить эффективность финансовой деятельности, избежать критических моментов ведения бизнеса и банкротства. Знание величины стоимости бизнеса помогает принять рациональное решение по управлению финансово — экономической деятельностью.

Управления предприятием на основе информации о величине стоимости бизнеса становится инструментом повышения эффективности, ввиду того, что данный показатель является критерием оценки результатов финансового менеджмента.

Имущественный аспект играет важную роль на этапе создания предприятия, когда ставится вопрос о необходимости привлечения необходимых по объему ресурсов для организации производства продукции или оказания услуг. Предметно и содержательно эти ресурсы представлены в качестве элементов имущественного комплекса. Эти элементы имеют исходную оценку, обусловленную затратами на их приобретение, доставку, монтаж или создание. Вместе с тем, для реального собственника действующего предприятия ценность его определяется вовсе не прошлыми затратами, которые потребовались на его создание, а потенциальной возможностью приносить экономические и финансовые выгоды в будущем. Если предположить, что собственник является одним лицом, то, обладая правом распоряжения имуществом, он может получить экономические выгоды от владения предприятием тремя законными и в тоже время основными способами. В частности, получение дохода может быть обеспечено:

― путем использования предприятия по прямому его назначению, а именно, как комплекса, производящего и реализующего продукцию или оказывающего услуги;

― в результате отказа от права собственности на предприятие посредством его продажи в форме единого (неделимого) актива;

― на основе альтернативного использования отдельных частей предприятия (цехов, участков, производственного оборудования) путем их продажи, сдачи в аренду, передачи их в виде имущественного взноса в уставный капитал других коммерческих предприятий.

Первые два варианта предполагают сохранение за предприятием права юридического лица, а последний означает его упорядоченную ликвидацию. Кроме того, существует еще один вариант, не зависящий от решения собственника, при котором осуществляется принудительная ликвидация предприятия посредством реализации процедуры банкротства.

Все перечисленные способы извлечения экономических выгод собственник связывает с получением дохода в той или иной форме.

Кроме двух основных подходов — с позиции юридического лица и с позиций собственника, — известен ряд других. В них субъектами оценивания выступают юридические и физические лица, входящие в состав внешнего окружения предприятия. К ним относятся: банки, решающие вопрос о целесообразности выдачи кредита под залог; страховые компании, определяющие размер страхового взноса и выплат в случае наступления страхового случая; биржи, устанавливающие цены на акции, продаваемые на фондовом рынке и др.

Для государственных органов стоимостная оценка предприятия также представляет известный экономический интерес. Этот интерес обусловлен необходимостью решения ряда важных задач, связанных с определением условий и размера налогообложения; приватизацией или национализацией предприятий; рассмотрением арбитражных исков; установлением социальной значимости отдельных предприятий для отдельного города, региона или страны в целом.

Наряду с трактовкой предприятия в качестве имущественного комплекса оно может рассматриваться как самостоятельная бизнес-единица, которая имеет ценность, поскольку приносит и в ближайшем будущем будет приносить своим владельцам некоторый денежный доход. При оценке стоимости предприятия необходимо учитывать оба эти фактора.

Заметим, что оценка имущественного комплекса отлична от оценки предприятия (бизнеса) в целом. В данном случае речь идет об оценке имущества предприятия, предназначенного для его деятельности: земельный участок, здания и сооружения, машины и оборудование, нематериальные активы.

Хотелось бы завершить «портрет» стоимости, как экономической категории, которая может быть использована в системе финансового менеджмента. Для целей финансового менеджмента предлагается понимать под стоимостью объекта результат оценки ценности объекта в денежном выражении, который отражает потребность в объекте у субъекта рынка в определенный момент времени. В качестве объекта оценки в системе финансового менеджмента выступает бизнес. Потребность в объекте понимается как реализованная полезность бизнеса для группы заинтересованных лиц, выраженная в способности бизнеса генерировать доход и нематериальные блага.

Поскольку стоимость по своей природе является субъективной категорией, то первым критерием для выбора стандарта стоимости предлагается использовать критерий субъекта системы финансового менеджмента, в соответствии с которым осуществляется выбор межу видами стоимости для акционеров (Shareholder value) и стоимости для всех заинтересованных групп (Stakeholder value); также в работе может быть использован симбиоз данных видов стоимости. Следующим критерием, на мой взгляд, должен выступать способ генерации дохода. Субъект системы может осуществить выбор между тремя принципиальными направлениями: получение дохода: при сохранении предприятия как действующего (стоимость действующего предприятия), продажа (рыночная стоимость), либо распродажа активов в ходе ликвидации компании (ликвидационная стоимость).

Далее следует сделать два необходимых уточнения, которые также выливаются в критерии для выбора вида стоимости. Во–первых, необходимо учитывать в оценке стоимости бизнеса наличие у субъекта системы финансового менеджмента нетипичных для рынка инвестиционных мотивов по отношению к объекту оценки (т.е. использовать стандарт инвестиционной стоимости). Во– вторых, желательно отталкиваться от максимально полной и объективной картины деятельности предприятия, для чего можно прибегнуть к использованию нескольких экспертных мнений: во–первых, внешнего консультанта, чьей сильной стороной является высокий профессионализм и независимость, а во–вторых, менеджмента компании, обладающего опытом работы на оцениваемом предприятии и всей полнотой информации об особенностях его хозяйственной деятельности.

Таким образом, постановка цели оценки стоимости предприятия требует уточнения позиций, с которых предполагается ее получение. Это позволит правильно выбрать один из стандартных методов оценки (затратный, доходный или элементный). Такой подход не исключает необходимости учета и специфических ситуаций. Например, если предприятие расположено на территории, где действуют особые правовые нормы (например, свободные экономические зоны), то порядок выполнения стоимостной оценки может иметь определенные особенности. Специфические приемы и подходы могут потребоваться и при стоимостной оценке градообразующих предприятий или при оценке крупных предприятий, выполняющих важнейшие стратегические функции (например, обеспечение экономической или военной безопасности).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Коупленд Т., Коллер Т., Муррин Дж. Стоимость компаний: оценка и управление / Пер. с англ. – М.: Олимп-Бизнес, 2012.

2. Косорукова И.В., Секачев С.А., Шуклина М.А. Оценка стоимости ценных бумаг и бизнеса. Издательство «Московская финансово-промышленная академия», 2011. — 672 с.

3. Зарубинский В.М., Демьянов Н.И., Кушлык Е.Я., Семеренко И.В. К вопросу о справедливой стоимости акции // Финансовый менеджмент. − 2010. − № 6. − С. 52−60.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *