МАКИАВЕЛЛИЗМ КАК ФАКТОР ПРЕДСТАВЛЕНИИ ОБ ЭФФЕКТИВНОМ ПЕРВОМ ВПЕЧАТЛЕНИИ О ЧЕЛОВЕКЕ

В статье представлены результаты эмпирического исследования влияния макиавеллизма на порядок структурной организации элементов эффективного первого впечатления в представлениях студентов. На выборке (N=115) установлено, что, во-первых, в порядке структуры элементов первого впечатления о человеке имеет место относительно неустойчивая структура, при которой высока вероятность возникновения новых и исчезновения старых его элементов, вследствие того, что в распределении коэффициента β преобладают «тяжелые хвосты», во-вторых, при повышении выраженности макиавеллизма сначала, до определенного уровня, происходит повышение устойчивости структуры элементов первого впечатления о человеке, но после такого уровня, дальнейшее повышении выраженности макиавеллизма, наоборот, приводит к снижению устойчивости структуры элементов первого впечатления. Полученные результаты могут быть использованы психологами, работающими в области имиджелогии и профориентологии.

МАКИАВЕЛЛИЗМ КАК ФАКТОР ПРЕДСТАВЛЕНИИ ОБ ЭФФЕКТИВНОМ ПЕРВОМ ВПЕЧАТЛЕНИИ О ЧЕЛОВЕКЕ

УДК 316.77

Демьяновская Екатерина Дмитриевна

Южный Федеральный Университет

Академия Психологии и Педагогики

магистрант психологического факультета

кафедра психологии управления и юридической психологии

г. Ростов-на-Дону, Россия

E-mail: katya_ponomareva@mail.ru

АННОТАЦИЯ.

В статье представлены результаты эмпирического исследования влияния макиавеллизма на порядок структурной организации элементов эффективного первого впечатления в представлениях студентов. На выборке (N=115) установлено, что, во-первых, в порядке структуры элементов первого впечатления о человеке имеет место относительно неустойчивая структура, при которой высока вероятность возникновения новых и исчезновения старых его элементов, вследствие того, что в распределении коэффициента β преобладают «тяжелые хвосты», во-вторых, при повышении выраженности макиавеллизма сначала, до определенного уровня, происходит повышение устойчивости структуры элементов первого впечатления о человеке, но после такого уровня, дальнейшее повышении выраженности макиавеллизма, наоборот, приводит к снижению устойчивости структуры элементов первого впечатления. Полученные результаты могут быть использованы психологами, работающими в области имиджелогии и профориентологии.

Ключевые слова: первое впечатление о человеке, структура, порядок структуры, ранговое гиперболическое распределение, макиавеллизм

Теория

Значимость первого впечатления о человеке в его жизнедеятельности очень велика. Все знают начало поговорки: «Встречают по одежке……..». Следствием этого является тот факт, что в психологии проводились и проводятся многочисленные исследования его феноменологии, механизмов формирования, условий его эффективности и т.д. [1, 2, 3, 10].

Однако, как показал анализ литературы, нет исследований, в которых структурность первого впечатления о человеке являлось бы предметом отдельного исследования, хотя первое впечатления связано с восприятием, а само восприятие обладает такими свойствами, как целостность и структурность. В рамках такого понимания проблемы мы обратились к модели изучения порядка структуры психологических феноменов, предложенной В.А. Дорофеевым [4, 5, 6]. Не рассматривая основных положений модели, которые подробно представлены в вышеназванных работах, сделаем акцент на некоторых ее аспектах, значимых для нашего эмпирического исследования.

Во-первых, он считает, что порядок структуры системы, к которой мы относим первое впечатление о человеке, математически проявляется в обобщенном гиперболическом распределении и предлагает использовать ранговое по параметру гиперболическое Н-распределение [9]

где W – параметр, по которому ранжируются объекты (выраженность детерминанта доверия); r –ранговый номер детерминанта (1,2,3…); – постоянная величина равная максимальному значению меры выраженности наиболее значимого детерминанта доверия, имеющего 1 ранг; – ранговый коэффициент, характеризующий степень крутизны гиперболы; — константа.

Во-вторых, он уделяет особое внимание значению коэффициента β.

Низкие значения коэффициента β говорят о наличии «тяжелого хвоста» распределения, о приблизительном равенстве в выраженности параметров системы, гибкости системы, неустойчивости системы, низкой «предсказуемости» системы, возможности изменения системы и появления в ней новых параметров и исчезновения старых, высоких адаптационных возможностях системы в условиях изменений. Высокие значения коэффициента β говорят о наличии «легкого хвоста» распределения, чрезмерной выраженности параметра системы, жесткой структуре системы, устойчивости системы, высокой «предсказуемости» системы, низкой вероятности возникновения новых параметров и исчезновение старых, низких адаптационных возможностях системы в условиях изменений. Гипотетически существует и оптимальная зона для коэффициента β, которая требует отдельных исследований [4].

Помимо этого, мы предположили, что существуют личностные образования, которые могут влиять на порядок структуры первого впечатления о человеке. Одним из таких образований может быть макиавеллизм, как устойчивая черта личности, выражающая систему отношений человека к другим людям, социальной действительности. Главными психологическими составляющими макиавеллизма как черты личности являются:

1) убеждение субъекта в том, что при общении с другими людьми ими можно и даже нужно манипулировать;

2) владение навыками, конкретные умения манипуляции [8].

Учитывая значимость первого впечатления о человеке, можно полагать, что макиавеллизм может проявляться в параметрах коэффициента , отражающего соотношение между выраженностью компонентов первого впечатления о человеке.

Организация и проведение эмпирического исследования

1 этап – выбор структурных элементов первого впечатления о человеке. Анализ многочисленных теоретико-эмпирических работ по психологии первого впечатления о человеке позволил нам выделить наиболее часто встречающиеся элементы:

1) внешний вид и его оформление,

2) поведение человека,

3) манера общения,

4) эмоциональное состояние,

5) осанка.

2 этап – формирование эмпирической выборки. В качестве испытуемых выступили студенты 2- 4 курсов гуманитарного и технического профиля. Объем выборки составил 115 человек.

3 этап – исследование уровня макиавеллизма. Использовалась, методика, разработанная В.В. Знаковым [7].

4 этап – выявление выраженности элементов первого впечатления о человеке. Этап был разбит на ряд подэтапов.

1) Инструктирование по содержанию элементов первого впечатления о человеке. Предлагался вариант: «Вам будут предложены элементы первого впечатления о человеке и для того, чтобы вы знали их содержание, мы предлагаем их описание. Внешний вид и его оформление — одежда, прическа, обувь и т.п.. Поведение человека – уверенность. Манера общения – сдержанность, культура речи. Эмоциональное состояние – улыбчивость, хорошее настроение. Осанка – голова (опущена – поднята), спина (сутулый – стройный)».

2) Разработка инструкции по оцениванию степени значимости элементов первого впечатления о человеке. В качестве метода сбора эмпирических данных был использован субъективного шкалирования. Выбор данного метода был обусловлен тем, что, как нам представляется, только сам субъект знает насколько значим тот или иной элемент первого впечатления о человеке и «предлагать» испытуемым критерии, по которым они будут оценивать эту значимость приведет к снижению валидности замеров. Количество градаций на шкале было выбрано от 1 (минимум) до 10 (максимум). Предлагался вариант: «Вам предлагается оценить степень значимости элементов первого впечатления о человеке по шкале, в которой левый полюс шкалы («1» баллов) характеризуется полной незначимостью данного качества, а правый полюс («10» баллов) – характеризуется абсолютной значимостью данного качества».

3) Изучение выраженности элементов первого впечатления о человеке.

5 этап – статистический анализ полученных эмпирических данных.

Для нахождения параметров рангового по параметру гиперболического Н-распределения и определения характера математической связи между макиавеллизмом (предиктор) и параметром рангового по параметру гиперболического Н-распределения использовалась компьютерная программа SPSS 17.0 (модуль «Подгонка кривых»).

Статистическое качество аппроксимации оценивалась через коэффициент детерминации (R2), показывающий долю вариации (дисперсии) зависимой переменной, обусловленную вариацией (дисперсией) объясняющей переменной и параметрического F-критерия Фишера, который показывает существенность выбираемого уравнения регрессии с заданным уровнем достоверности.

Для нахождения параметров квадратичной связи между макиавеллизмом (предиктор) и параметром рангового по параметру гиперболического Н-распределения использовалась компьютерная программа SPSS 17.0 (модуль «Линейная регрессия»).

Результаты

На первом этапе мы провели анализ значений коэффициента β. В целом, значения коэффициента β невысокие (значения колеблются в интервале [0,254 – 1,85]. Этот факт позволил нам сделать первый вывод о том, что ранговые распределения элементов первого впечатления о человеке обладают, так называемыми, «тяжелыми хвостами» распределения. Следовательно, в их порядке имеет место неустойчивая структура, при которой существует вероятность возникновения новых детерминант и исчезновения старых.

На втором этапе мы определили характер функциональной математической связи между макиавеллизмом (предиктор) и параметром рангового по параметру гиперболического Н-распределения, которая наиболее достоверно аппроксимирует связь между этими переменными.

Из значений (R2) мы установили, что наибольшую часть дисперсии зависимой переменной объясняет квадратичная функция (25% совокупной дисперсии зависимой переменной (R2=0,245)), несколько ниже кубическая — 23% совокупной дисперсии зависимой переменной (R2=0,229) и третьей идет линейная связь — 20% совокупной дисперсии зависимой переменной (R2=0,201).

Так как статистической достоверности по F-критерия Фишера мы не обнаружили не по одному из видов функциональной связи (квадратичная (р≤0,12); кубическая (р≤0,18); линейная (р≤0,21);) мы посчитали обоснованным использовать квадратичную регрессионную модель.

Расчет параметров модели привел к уравнению: .

Отрицательное значение параметра при старшей степени (х2) показывает, что в модели обнаруживается тенденция — при повышении выраженности макиавеллизма сначала происходит повышение коэффициента β, отражающего соотношение между выраженностью компонентов первого впечатления о человеке (зависимая переменная). Это происходит до определенной точки, после которой дальнейшее повышении выраженности макиавеллизма, наоборот, приводит к понижению коэффициента β.

Выводы

1) В порядке структуры элементов первого впечатления о человеке преобладает неустойчивая структура, вследствие того, что в их распределении преобладают «тяжелые хвосты» распределения. При такой структурной организации существует высокая вероятность возникновения новых и исчезновения старых элементов первого впечатления о человеке.

2) Связь между макиавеллизмом и повышением-понижением устойчивости структуры элементов первого впечатления о человеке (коэффициент β, отражающий соотношение между выраженностью компонентов первого впечатления о человеке возрастает) имеет форму параболу. В области низких значений макиавеллизма при его повышении происходит и повышение устойчивости структуры элементов первого впечатления о человеке, но существует мера выраженности макиавеллизма («точка перегиба параболы») после которой, дальнейшее повышении выраженности макиавеллизма, наоборот, приводит к понижению устойчивости структуры элементов первого впечатления о человеке.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бакулева К.К., Андриянова Н.В., Петров М.В., Голованова И.В. Особенности проявления эффекта первого впечатления в политическом восприятии // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки, 2017. С. 27-36.
  2. Батаршев А.В. Механизмы восприятия человека человеком и взаимопонимание в процессе общения — 2006. Источник: Elitarium.ru (дата обращения: 24.09.2019).
  3. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком – М.: Книга по Требованию, 2012. – 198 с.
  4. Дорофеев В.А. Мочалова Ю.А. Особенности порядка структуры ценностной системы у российской, французской и итальянской молодежи. // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2016. № 5. С. 115-135.
  5. Дорофеев В.А. Соразмерности как фактор эффективности малых производственных групп / В сб.: Эффективность личности, группы и организации: проблемы, достижения и перспективы Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Ростов-на-Дону, 2017. С. 48-50.
  6. Дорофеев В.А. Системный взгляд на проблему доверия руководителю в организации // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 1(26). С. 113–117.
  7. Знаков В.В. Методика исследования макиавеллизма личности. М.: Смысл, 2001. – 20 с.
  8. Знаков В.В. Макиавеллизм, манипулятивное поведение и взаимопонимание в межличностном общении // Вопросы психологии, 2002, N 6. С.45-54.
  9. Кудрин Б.И. Математика ценозов: видовое, ранговидовое, ранговое по параметру гиперболические Н-распределения и законы Лотки, Ципфа, Парето, Мандельброта // Техногенная самоорганизация. Вып. 25. «Ценологические исследования». – М.: Центр системных исследований – 2004. –248 с
  10. Langlois J.H., Roggman L.A., Casey R. J., Ritter J..M. Infant preferences for attractive faces: Rudiments of stereotype?// Developmental Psychology. – 1987. 23. – pp. 363-369.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *