ПРАВОВОЙ СТАТУС ИНОСТРАНЦЕВ И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье исследуются основные проблемы законодательства о правовом положении (статусе) иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.

ПРАВОВОЙ СТАТУС ИНОСТРАНЦЕВ И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГРНТИ: 10

Мухамедьянова Гульнара Наилевна,

Башкирский Государственный Университет (БашГУ)

Магистрант Института Права

г. Уфа

E-mail: mukhamedyanova9393@mail.ru

Научный руководитель: Аминов Ильдар Ришатович,

кандидат юридических наук, доцент

Преподаватель кафедры Права БашГУ

г. Уфа

THE LEGAL STATUS OF FOREIGNERS AND PERSONS WITHOUT CITIZENSHIP IN THE RUSSIAN FEDERATION

Mukhamedyanova Gulnara Nailevna,

Bashkir State University

E-mail: mukhamedyanova9393@mail.ru

АННОТАЦИЯ:

В статье исследуются основные проблемы законодательства о правовом положении (статусе) иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.

ANNOTATION:

The article examines the main problems of the legislation on the legal position (status) of foreign citizens and individuals without citizenship in the Russian Federation.

Ключевые слова: иностранный гражданин, лицо без гражданства, миграция; правовой статус, Российская Федерация (РФ).

Key words: a foreign citizen, a stateless person, migration, legal status, the Russian Federation (RF).

Международное сотрудничество Российской Федерации с другими странами и развитие деловых отношений в области экономики и науки приводит к перемещению значительного количества людей из государства в государство.

В настоящее время продолжают развиваться связи России со странами ближнего и дальнего зарубежья, поэтому значительно увеличивается количество мигрантов, часто посещающих Россию. Количество беженцев в Российскую Федерацию увеличивается в основном в поисках работы, убежища, для воссоединения семей увеличился поток и других мигрантов.

Россия следует курсу интеграции страны в мировое сообщество и на территории Российской Федерации проживает много иностранных граждан или лиц без гражданства, Конституция Российской Федерации устанавливает, что они пользуются правами наравне с российскими гражданами [10]. Только в соответствии с федеральным законом или международным договором РФ возможны исключения (ч.3 ст.62.)

Проблемы иностранных граждан и лиц без гражданства (беженцев) разные, поэтому права граждан других стран нуждаются как в политическом, так и в правовом регулировании. Конституционные правоотношения с участием иностранных граждан ничем не отличаются от правоотношений с участием россиян, но в некоторых моментах носят специфический характер. Поэтому в Российской Федерации нормы права, которые регулируют правовой режим иностранных граждан и лиц без гражданства могут быть общими для них и российских граждан, а могут быть специальными, сформированные только для иностранцев.

Иностранные граждане — это физические лица, которые находятся на территории государства, гражданином которого они не являются, но имеющие документы, подтверждающие наличие гражданства другого государства. Они могут быть постоянно или временно проживающими на территории иностранного государства.

Лица без гражданства — это физические лица, не обладающие статусом гражданина страны на территории которого они находятся и не имеющие документы, доказывающие наличие гражданства другой страны. Лица без гражданства не признаются полноправными гражданами принявшей страны, но обязаны подчиняться действующему законодательству этой страны [6].

Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства во многом аналогично на территории Российского государства, потому, что обе эти категории пользуются в России правами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральными законами и международными договорами Российской Федерации (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ) [1] Но стоит помнить о том, что иностранные граждане подчиняются юрисдикции той страны, в которой пребывают и сохраняют права и обязанности по отношению к своему государству, поэтому государство гражданином которого является он, обеспечивает ему защиту и покровительство за рубежом, вне зависимости от места его нахождения. Следовательно, по законам страны гражданства и страны пребывания, иностранный гражданин находится в двойном подчинении [8].

Правовую связь с государством для лиц без гражданства, на территории которого они находятся и проживают, государство само решает и определяет с помощью законов, а также и правовой режим для иностранцев формируется на основе законодательства. При переезде иностранного гражданина в другую страну, сразу начинается устанавливание правовой связи с новым государством проживания, а с прежним государством связь автоматически прекращается [10].

Формирование миграционного законодательства России началось после распада СССР. Из бывших республик, входивших в состав Советского Союза, в Россию хлынули потоки мигрантов. В кратчайшие сроки государство Российской Федерации разработало миграционное законодательство, чтобы сразу на его основе приступить к правовому регулированию данной проблемы. Законы для составления миграционного законодательства разрабатывались в условиях непрекращающегося приема и размещения большого количества беженцев, а также вынужденных переселенцев. Проблема состояла еще в том, что при распаде СССР была ощутимая нехватка специалистов в создании миграционного законодательства, что несомненно сказалось на качестве этих законов. Миграционные законы во многом были декларативного характера, так как не были соотнесены экономически с реальными возможностями страны по приему и размещению мигрантов [7].

Российское миграционное законодательство в настоящий момент не полностью отражает стоящие сегодня перед страной социально-экономические и политико-правовые задачи, поэтому надо доработать и обратить внимание на некоторые пункты права.

По прибытию иностранного гражданина или лица без гражданства на территорию РФ, важной проблемой является установление личности мигранта, если он утратил документы, удостоверяющие его личность [4]. В статье 10 Федерального закона от 25 июля 2002 года «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» установлено, что документами, удостоверяющими личность мигранта в Российской Федерации, является паспорт иностранного гражданина или другой документ, предусмотренный Федеральным законом или международным договором Российской Федерации [2]. В Российской Федерации, документами, удостоверяющими личность без гражданства, являются:

1) документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства;

2) разрешение на временное проживание;

3) вид на жительство;

4) документы, предусмотренные федеральным законом или признаваемые в соответствии с международным договором РФ в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства [5].

Нормативно правовыми актами форма документа, временно удостоверяющего личность гражданина, в настоящий момент не предусмотрена. Отсутствие названного документа приводит к тому, что иностранный гражданин становится нелегалом. При этом иностранный гражданин продолжает проживать на территории государства без документов, но уже на не законных основаниях. Многие мигранты проживающие на территории РФ или другого государства не имеющие документы, удостоверяющие его личность, не знают, что делать в данной ситуации и живут годами на незаконных основаниях, скрываясь от властей [6].

За нарушение иностранным гражданином правил пребывания на территории Российской Федерации, влечет за собой административный штраф с административным выдворением за пределы территории России (ч.1 ст.18.8)

Но проблема заключается в том, что в законодательстве не прописан порядок, а также и сроки обращения иностранного гражданина или лиц без гражданства при утрате документа, удостоверяющего его личность в органы, которые осуществляют контроль и надзор в сфере миграции. На сегодняшний день порядок и сроки обращения в соответствующие органы отсутствуют. Следовательно, ответственность за нарушение правила существует, а самого правила – нет. Поэтому государству стоит задуматься о внесении в Федеральный закон дополнения для определения сроков обращения иностранного гражданина в определенные органы при утрате документов, удостоверяющих его личность [4].

Иностранные граждане имеют право на свободно передвигаться в пределах территории Российской Федерации согласно статье 11 Федерального закона, но только обязан иметь документ, выданный ему в соответствии с законом. Проблема состоит в том, что органы миграционного учета не смогут проверить законность пребывания иностранного гражданина до того, как он прибыл в новое место пребывания. При привлечении иностранного гражданина к административной ответственности, проблемой становится его нахождение на территории Российского государства. Иностранного гражданина в России привлекают к административной ответственности только в том случае, если он нарушил сроки пребывания на территории Российского государства [9].

Согласно статье 5 Федерального закона, виза, выданная иностранному гражданину, определяет срок его пребывания в Российской Федерации. Без визы срок временного пребывания гражданина другого государства на территории России не может превышать девяносто суток. Чтобы продолжить свое пребывание в России, не имея гражданства, иностранный гражданин должен получить разрешение на временное проживание в РФ или заключить трудовой договор с работодателем.

За превышение иностранным гражданином времени нахождения на территории РФ, влечет за собой нарушение миграционного законодательства и, следовательно, привлечение к административной ответственности. Иностранного гражданина привлекают к административной ответственности согласно статье 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, за нарушение правил пребывания в России, и его признают нелегалом [7]. После привлечения к административной ответственности, гражданин другого государства должен заплатить штраф в течение тридцати дней, со дня вступления в законную силу постановления об уплате административного штрафа. После уплаты административного штрафа неизвестно сколько времени иностранец может находиться на территории РФ? Или если мигрант покинул территорию РФ, то через какое время его снова можно будет привлечь за нарушение правил пребывания. Снова нужно внести значительные изменения в законодательство [8].

Необходимо изменить порядок выезда иностранных граждан, которые были ранее привлечены к административной ответственности, установить срок, после истечения которого иностранец, не выехавший за пределы РФ, подлежит к административной ответственности [10].

Еще одной актуальной проблемой является заключение трудового договора, ведущего к продлению срока прибытия в данном государстве. В ст. 37 Конституции РФ говорится о свободе труда, что каждый имеет право работать, выбирать себе род деятельности или профессию. И не надо забывать, что по закону Конституции РФ иностранные граждане, не имеющие гражданства РФ, пользуются правами наравне с гражданами РФ [1]. Согласно ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации все работники имеют равные права и возможности, поэтому иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на труд, как и граждане России. Федеральный органон исполнительной власти выдает разрешение на работу в РФ [3]. По постановлению правительства РФ от 15 ноября 2006 года № 681 «О порядке выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в РФ», но снова нет определенного срока действия разрешения на работу в законодательстве РФ [4].

Следующей проблемой является депортация иностранных граждан. Бывают случаи, когда срок проживания или временного пребывания на территории РФ сокращают. При сокращении срока временного пребывания или аннулировании разрешения на временное проживание, иностранный гражданин обязан выехать из России в течении 3 и 15 дней. (ч1.ст 31) Иностранного гражданина депортируют, если он не выехал за определенный срок.

Осуществляет депортацию иностранных граждан федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции с его территориальными органами. Только директором ФМС России принимается решение о депортации, начинают пересылать документы о депортации иностранного гражданина по почте, и эта процедура требует достаточно много времени. Для депортации иностранного гражданина необходимо всегда знать о его местонахождение, что практически невозможно в течение определенного периода времени. На территории России проживает много иностранных граждан и у многих возникают различного рода проблемы в отношении гражданства, но основной причиной возникновения проблем является несовершенство российского законодательства, который регулирует правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.

При устранении пробелов и противоречий государственного права, усовершенствуется деятельность Федеральной миграционной службы, которая в дальнейшем позволит сделать более понятным правовой статус иностранцев [9].

Правовой режим иностранца на территории РФ является немаловажным аспектом нормального проживания лица без гражданства на данной территории. Правовой режим – это совокупность прав, свобод и обязанностей, которыми обладают иностранные граждане. Определяется он внутренним законодательством страны и международными договорами. В международном праве, при котором иностранные граждане имеют такой же статус, как и собственные граждане называется национальным правовым режимом.

Предметом отрасли регулирования международного права является дипломатический статус лиц, получившие убежище в России. Конституция РФ устанавливает, что Россия предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права. Российское государство предоставляет политическое убежище тем иностранным гражданам, которые преследуются за свои определенные политические убеждения и за действия, которые на территории России не являются преступлением. При этом государство гарантирует неприкосновенность и безопасность лицу, которое нуждалось в политическом убежище. Иностранный гражданин, который получил политическое убежище. В России, относится к специфической группе иностранных граждан, потому их правовой статус имеет несколько отличительных особенностей. Оставаясь гражданами иностранного государства, они не пользуются дипломатической защитой собственного государства и не связаны с ним какими-либо обязательствами. Получив политическое убежище в России, иностранный гражданин не выдается на территорию того государства, в котором он может подвергаться преследованию. Политическое убежище предоставляется Указом Президента РФ и в таком же порядке лицо может быть лишено политического убежища. Лицо, которое получило политическое убежище, пользуется на территории России правами и свободами наравне с гражданами России, кроме изъятий, обусловленных отсутствием у них российского гражданства [5]. Ярким примером является ситуация, связанная с Эдвардом Сноуденом, являясь гражданином США, он сейчас проживает на территории РФ, так как Российское государство под Указом президента РФ В.В. Путина предоставило политическое убежище. Э. Сноуден передал газетам Секретные материалы, которые разоблачили глобальную слежку за другими странами спецслужб США и Великобритании. За распространение секретной информации по законам США Э. Сноудену грозит 10 лет тюремного заключения. Он обвиняется в передаче секретной информации и краже собственности государства. Однако на территории России, действия, которые совершил Э. Сноуден не считаются преступлением и потому он получил политическое убежище. Позже Эдвард Сноуден получил трехлетний вид на жительство в Российской Федерации, что дает ему право проживать на территории России на законных основаниях. Также он имеет право свободно передвигаться по всей территории Российской Федерации. Предоставив иностранному гражданину политическое убежище, каждое государство контролирует рамки государственной безопасности, поэтому иностранные лица, занимающие деятельностью, которая противоречит принципам ООН, могут быть лишены политического убежища.

Права и обязанности иностранных граждан по Конституции РФ такие же, как и у граждан России. Такой режим пребывания получил название национального режима. Государство гарантирует иностранным гражданам принцип равноправия, гуманизма, неотъемлемости и неотчуждаемости основных прав и свобод человека на территории Российского государства. Иностранные граждане вправе защищать свои права и свободы всеми предусмотренными Конституцией РФ средствами, включая право на обращение в суд. Основы правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства, беженцев и вынужденных переселенцев регулируются Конституцией РФ, Федеральными законами от 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», от 19 февраля 1993 г. «О беженцах»; и о «О вынужденных переселенцах». Провозглашенный и закрепленный в Конституции РФ статус иностранных граждан и лиц без гражданства исходит из принципа равенства прав и обязанностей наравне с гражданами РФ. Наличие у гражданина РФ гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором РФ [6]. Таким образом, проблемы иностранных граждан и лиц без гражданства сегодня стали неотъемлемым атрибутом демократичности и открытости Российского общества, свидетельством установления Россией принципиально новых отношений с государствами мирового сообщества и все более усиливающегося проявления демократического и гуманного отношения к человеку вообще. Вне зависимости от его национальности и наличия зависимости от его национальности и наличия гражданства [5].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г) // Российская газета. 1993. № 237. Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2015, 15 декабря.
  2. Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»
  3. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 06.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.10.2016)
  4. Андриченко Л.В Проблемы развития законодательства Российской Федерации в сфере миграции / Л.В Андриченко //Юстиция. 2007. №1.-. 121-141.
  5. Герасименко Ю.В. Конституционно-правовой статус лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации (вопросы теории и практики): автореф.дис. …д-ра юрид. наук.М.,2005. -26с.
  6. Голованов А.С. Традиции правового регулирования статусов иностранных граждан в современном мире/ А.С. Голованов// Журнал экономико — юредический журнал, 2008. № 3.
  7. Еременко Е.В. Особенности правового положения иностранных граждан в Российской Федерации/ Е.В. Еременко// Журнал известия высших убебных заведений. Общественные науки,2015. №1(33)
  8. Крупцов А.А. Некоторые особенности уголовно-правового статуса иностранных граждан / А.А. Крупцов// Журнал актуальные проблемы российского права, 2008. № 3.
  9. Хабриева Т.Я. Миграционное право как структурное образование российского права /Т.Я. Хабриева //Журнал российского права, 2007. №11.-С. 3-16.
  10. Цыганков А.В. К вопросу об основных проблемах законодательства о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации/А.В. Цыганков// Журнал научные ведомости Белгородского государственного университета, 2011. № 14 (109)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *