ЭВОЛЮЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

В статье, изложены результаты изучения направлений развития экономической безопасности как междисциплинарной части науки, так и практической отрасли деятельности, произведено построение предположений о развитии отрасли в направлении стандартизации, выявлены проблемные вопросы.

ЭВОЛЮЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ГРНТИ: 06

 

Гладких Евгений Леонидович

Главный редактор «Ростовского научного журнала»

г. Ростов-на-Дону

E-mail: admin@rostjournal.ru

THE EVOLUTION OF ECONOMIC SECURITY

 

Gladkih Evgeniy,

The Chief Editor of Rostov Scientific Review

Rostov-on-Don

E-mail: admin@rostjournal.ru

АННОТАЦИЯ:

В статье, изложены результаты изучения направлений развития экономической безопасности как междисциплинарной части науки, так и практической отрасли деятельности, произведено построение предположений о развитии отрасли в направлении стандартизации, выявлены проблемные вопросы.

ABSTRACT:

This article contains the results of study directions of development of economic security as an interdisciplinary part of science, and practical industry activities, also it contains the construction of assumptions about the development of the industry in the direction of standardization, revealed the problematic issues.

Ключевые слова: экономическая безопасность, политика экономической безопасности, специалист по специальности экономическая безопасность, компетенции специалиста, направление развития.

Key words: economic security, economic security policy, specialty of economic security, competency, direction of development

В экономике все влияет на все, причем более чем в одном отношении.
«A Dictionary of Economic Quotations»

 

Экономический контроль неотделим от контроля над всей жизнью людей,

ибо, контролируя средства, нельзя не контролировать и цели.
Фридрих Август фон Хайек

Афоризм Джоан Робинсон (английский экономист и общественный деятель) — «Нормальное состояние экономики» существует только в экономических учебниках». Наиболее ярко отражает состояние экономики, как России, так за ее рубежом. Полагаю, что с этим согласны многие. И для приведения в «нормальное состояние экономики» когда-то давно людьми была придумана «экономическая безопасность». Нет, конечно они не сели в круг и не сказали «а давайте придумаем штуку, которая заставит экономику работать так как мы думаем». Нет. Они просто осознали, что необходим контроль и учет, а после и проверка независимым аудитором. Это если очень обобщить. Со временем эта структура разрослась и вот уже понятие «экономическая безопасность» прочно вошло в нашу жизнь.

В составе крупных предприятий имеются целые отделы, подразделения и управления, осуществляющие деятельность по обеспечению экономической безопасности, в структуре государственного аппарата созданы ОБХСС и ОБЭПиК.

После такого много обещающего вступления, необходимо заявить, что целью данной статьи является изучение направлений развития экономической безопасности как междисциплинарной части науки, так и практической отрасли деятельности, анализ имеющихся данных и построение предположений о развитии отрасли.

Что же такое — экономическая безопасность. Если искать определение «экономической безопасности», используя лексикологию (науку о слове), то увидим, что:

  1. «экономика» — это совокупность отношений, связанных с производством и всей хозяйственной деятельностью субъекта на правленое на получение дохода, блага, выгоды.
  2. «безопасность» – отсутствие опасности, каких-либо угроз, риска.

Сложив полученные сведения, получим определение экономической безопасности: это способность экономики нормально функционировать и развиваться в неблагоприятных условиях [1].

Экономическая безопасность — это состояние какого-либо хозяйствующего субъекта, характеризующееся наличием стабильного дохода и других ресурсов, которые позволяют поддержать и развивать уровень жизни на текущий момент и в обозримом будущем.

Экономическая безопасность неотъемлемая часть экономики. Простите за тавтологию. И если экономика как самостоятельная наука выделилась только в XVIII веке. Толчком к выделению послужила книга «Исследование о природе и причинах богатства народов» Адама Смита выпущенная в 1776 году. То экономическая безопасность проходит этот период на наших глазах.

Официальное понятие термина «экономическая безопасность» изложено в федеральном законе от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности», который определяет «экономическую безопасность России как защиту жизненно важных интересов всех жителей страны, российского общества в целом и государства в экономической сфере от внутренних и внешних угроз». Экономическая безопасность является главным компонентом системы национальной безопасности.

Несомненно, термин «экономическая безопасность» встречается и в более ранних законах и подзаконных нормативных актах. И имеются другие трактовки данного понятия, но на предотвращение в жизнь именно данного видения проблемы «приведения экономики в надлежащий вид» брошены все силы государства. В связи с чем в данном случае теория должна идти на поводу у практики, нарушая принцип Мохаммеда ибн Рашида аль-Мактума — «экономика – лошадь, политика – телега. Они должны занимать надлежащие места – экономика должна идти впереди политики, а не наоборот».

Экономическая безопасность в советский период истории нашей страны составляла предмет закрытых исследований в основном прикладного порядка. При этом под экономической безопасностью понимались условия, обеспечивающие сохранение и развитие экономической системы СССР, а также стран социалистического содружества, прежде всего входящих в СЭВ. В таком подходе на экономическую безопасность государства (об экономической безопасности предприятий, организаций, регионов речь не шла; считалось, что их безопасность гарантируется государством) как бы накладывались две функции:

1) функция экономической безопасности общественного строя страны, называемого социалистическим, но перерастающего в коммунистический, в котором не останется государств и который, по замыслу идеологов и руководителей страны, должен был охватить все человечество;

2) функция национальной безопасности государства и его народа как определенной исторической общности, структурированной в государство на определенном геополитическом пространстве [2].

Сравнив направление деятельности Российского и Советского периода развития экономической безопасности, мы видим, что в них имеются точки соприкосновения – отсутствие или устранение угроз, в хозяйственной деятельности. Причем законодательное определение понятия экономической безопасности говорит, только о жизненно важных интересах страны в данной сфере – указывая на регулирование данной деятельности в области макроэкономики – на уровне государственных отношений.

Если смотреть на экономическую безопасность с этой стороны, то видно — определение сразу включает в себя предмет (управление рисками), задачу (не допущение наступления рисков, либо их локализацию и компенсацию) так и метод (выявление, предупреждение, пресечение, локализация и компенсация).

В самом общем виде предметом экономической безопасности является управление экономическими рисками, вызванными различными внешними и внутренними факторами и определяется характером, состоянием и развитием рисков, их оценкой, методикой организации деятельности хозяйствующих субъектов по устранению, возмещению их отрицательных последствий.

Экономическая безопасность – материальная база безопасности как государства, так и предприятия в целом. При этом разработка теории экономической безопасности предпринимательства находится еще на начальной стадии развития. В настоящее время в научной литературе, сущность теории экономической безопасности предпринимательства, его показателей раскрывается крайне редко. По личному опыту могу заключить, что существующая практика обеспечения экономической безопасности бизнеса сводится к предупреждению, пресечению экономических преступлений. Несомненно, что это важно, но нельзя сводить понятие «экономической безопасности предприятия» лишь к такой защите.

Развитие или направление эволюции экономической безопасности в России определяет стратегия. Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации является составной частью национальной безопасности Российской Федерации в целом и ориентирована на реализацию осуществляемых в Российской Федерации экономических преобразований в ближайшие три-пять лет.

Государственная стратегия развивает и конкретизирует соответствующие положения разрабатываемой концепции национальной безопасности Российской Федерации с учетом национальных интересов в области экономики. При этом следует учитывать, как решались подобные задачи в истории российского государства [3].

Цель Государственной стратегии — обеспечение такого развития экономики, при котором создались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз.

Объектами экономической безопасности России являются: личность, общество, государство и основные элементы экономической системы, включая систему институциональных отношений при государственном регулировании экономической деятельности.

Несмотря на все сказанное в России в настоящее время отсутствует политика экономической безопасности. Здесь необходимо пояснить, что политика экономической безопасности — это четкий перечень экономических интересов России, требующих защиты. Таким образом текущая ситуация наиболее остро отражает афоризм Джеймса Голдсмита — «Частный сектор — это часть экономики, контролируемая правительством, а государственный сектор — часть экономики, не контролируемая никем».

Имеющаяся в России законодательная и теоретическая база почему-то подменяет понятие политики экономической безопасности термином концепции, считая основополагающим документом в области экономической безопасности «Концепцию национальной безопасности Российской Федерации», Федеральный закон РФ «О безопасности». Но на деле это не так ведь концепция экономической безопасности — это документ о том, как что-то защищать и развивать, даже если в его преамбуле и указаны основные направления политики, то полноценной политикой он все же не является.

Почему же в России отсутствует политика экономической безопасности? Неужели никто не видит подмены понятий? На мой взгляд ответ на данный вопрос лежит несколько в области экономики и управления сколько в философии. Россия только последние 10 лет держит определенный политический курс, который более стабилен по отношению к прошлым периодам. Однако 10 лет — это довольно мало для формирования у граждан определенного мировоззрения (здесь имеется в виду одна из функций науки). А пока в отсутствие такой политики, в целях предотвращения метания из стороны в сторону во главу угла экономической безопасности поставлена Стратегия развития экономической безопасности и ее концепция. Что очень и очень правильно, так как дает в будущем возможность для маневра с минимальными изменениями в законодательстве страны.

В этой связи, важнейшим условием эффективной реализации задач в области обеспечения экономической безопасности являются разработка и принятие соответствующего закона. Подчеркнем, что несмотря на острую необходимость законодательной регламентации основных положений государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности такой закон вплоть до настоящего времени не принят.

Попытка разработка такого законопроекта была предпринята еще в 1999 г. Тогда, после масштабного кризиса, завершившегося дефолтом августа 1998 г., в Государственной Думе был разработан законопроект «Об обеспечении экономической безопасности Российской Федерации».

Более того, в Государственной Думе на протяжении уже нескольких лет находятся законопроекты о продовольственной и биологической безопасности, имеющие непосредственное отношение к проблемам экономической и в целом национальной безопасности. Но воз и ныне там.

Как известно развитие любой деятельности идет к стандартизации, тем более в сфере безопасности. В настоящее время созданы и уже длительное время функционируют такие стандарты — промышленной безопасности, информационной безопасности, транспортной безопасности, экологической безопасности. Стандартизация облегчает практическое применение теоретических знаний, а экономическая безопасность это в первую очередь практическая дисциплина, институт или отрасль деятельности.

 Основные положения по стандартизации экономической безопасности начаты в 2013 г. работниками Института финансов при Правительстве Российской Федерации. В том же году ими выпущена монография «Единые государственные стандарты по обеспечению экономической безопасности хозяйствующих субъектов Российской Федерации». На настоящий момент времени это единственная работа в сфере стандартизации экономической безопасности. В работе, коллектив авторов развивает мысль, что экономическая безопасность — это комплексное решение управления рисками. Если говорить более упрощенно — антикризисное управление.

Антикризисное управление (антикризисный менеджмент) в последнее время стало одним из самых «популярных» терминов в деловой жизни России. В одних случаях под ним понимают управление фирмой в условиях общего кризиса экономики, в других управление фирмой, в преддверии банкротства, третьи же связывают понятие антикризисное управление с деятельностью антикризисных управляющих в рамках судебных процедур банкротства.

Т.е. действия управляющего согласно определенных алгоритмов или матриц (на основе полных данных о предприятии), к примеру:

  1. Планирование и прогнозирование рисков.
  2. Диагностика рисков.
  3. Оценка рисков, их ранжирование по степени их вероятности и тяжести последствий.
  4. Контрольные процедуры и анализ их эффективности.

Монография «Единые государственные стандарты по обеспечению экономической безопасности хозяйствующих субъектов Российской Федерации» содержит систематизированные виды рисков предприятия. Процедуры анализа и управления рисками приведены в ГОСТ Р 51901.1-2002 «Менеджмент риска», Руководстве ISO 73:2009 и переложены на концепцию риск-менеджмента.

Разработанный стандарт экономической безопасности включает в себя направления из 4-х блоков:

— непосредственно экономическую безопасность;

— информационную безопасность;

— организацию информационно аналитической работы по регулированию рисков;

— и блока обеспечения физической безопасности.

Цель предлагаемой концепции – интеграция системы управления обеспечения экономической безопасности в систему менеджмента. Это дает гарантию того, что информация, собранная в процессе регулирования рисков будет исследована и результатом этой работы, станет отчет как основа для принятия управленческих решений.

Стандарт позволяет:

  • увеличить вероятность достижения поставленных организацией целей;
  • поддерживать упреждающее управление организацией;
  • улучшать осведомленность работников организации о необходимости обеспечения безопасности на основе идентификации рисков;
  • повышать качество идентификации и обработки рисков;
  • выполнять релевантные законодательные требования, регламенты, международные нормы;
  • поднимать уровень общего управления организацией;
  • повышать доверие заинтересованных сторон (стейкхолдеров);
  • устанавливать надежную основу для принятия решений и стратегического планирования;
  • улучшать контроль за осуществлением деятельности организации;
  • эффективно распределять и использовать ресурсы для обеспечения экономической безопасности организации;
  • улучшать показатели профессиональной безопасности и здоровья работников организации;
  • устанавливать потери;
  • улучшать обучение персонала по вопросам обеспечения экономической безопасности на рабочем месте;
  • повышать работоспособность и сплоченность коллектива организации [3].

Основными сферами регулирования стандарта являются следующие основные процессы:

Тип Описание процесса
Аналитический анализ состояния безопасности (экономической, информационной, кадровой, психологической, физической) организации;
анализ состояния управленческих процессов, рисков управления и системы внутреннего контроля организации;
Управленческий формирование концепции и политики безопасности (включая экономическую как важнейшую) организаций;
разработка алгоритма реализации концепции безопасности (включая экономическую как важнейшую) бизнеса для крупных холдинговых структур в целом;
Практический мониторинг разработанных систем управления рисками и обеспечения экономической безопасности организаций;
организация внедрения систем обеспечения экономической безопасности, а также их модернизация при реструктуризации организаций, проведение консультационной поддержки в процессе реализации проектов;
проведение на основе стандартов, регламентов и других нормативных документов занятий по различным направлениям и технологиям обеспечения безопасности.

Таблица № 1 Сферы регулирования Стандарта ЭБ

Подход к организации экономической безопасности предприятия согласно такому стандарту в будущем вероятно исключит ее организацию по принципу аутсорсинга, принятую в крупных компания таких как «ЛУКОЙЛ» и «Газпром». Так как при использовании данного стандарта руководство экономической безопасностью должно осуществлять высшее лицо на предприятии, обладающее полной мерой полномочий и уровня доступа к оперативной и тактической информации как на предприятии, так и в его окружении.

В связи с чем имеющие в настоящее время схемы работы и даже штатные расписания многих предприятий будут пересмотрены.

Подход к обеспечению экономической безопасности через призму анализа рисков и поведенческой матрицы в некотором объеме уже внедрен и используется как государством, так и частными лицами. Наиболее ярким примером служит действие основного субъекта экономической безопасности – налогового органа. Налоговый орган по мнению автора является основным субъектом экономической безопасности т.к. только с использованием его возможностей осуществляется наполнение бюджета страны и выявление схем ухода от уплаты налогов. Так ими еще в 2007г. осознана необходимость выработки критериев по которым хозяйствующим субъектом будет приниматься решения о результатах проверки контрагента при заключении договорных отношений. Данные критерии в последствии утверждены Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» который с учетом различных редакций действует по настоящее время.

При этом следует отметить, что в этом случае налоговым органом создан механизм обеспечивающий доступ налогоплательщика к информации подлежащей анализу. Т.е. на официальном сайте ФНС создан раздел с содержащий доступ к следующей информации:

  • Сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, в отношении которых представлены документы для государственной регистрации, в том числе для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ.
  • Сообщения юридических лиц, опубликованные в журнале «Вестник государственной регистрации» о принятии решений о ликвидации, о реорганизации, об уменьшении уставного капитала, о приобретении обществом с ограниченной ответственностью 20% уставного капитала другого общества, а также иные сообщения юридических лиц, которые они обязаны публиковать в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  • Сведения, опубликованные в журнале «Вестник государственной регистрации» о принятых регистрирующими органами решениях о предстоящем исключении недействующих юр. лиц из ЕГРЮЛ.
  • Поиск сведений в реестре дисквалифицированных лиц.
  • Юридические лица, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица.
  • Адреса, указанные при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами.
  • Сведения о лицах, в отношении которых факт невозможности участия (осуществления руководства) в организации установлен (подтвержден) в судебном порядке.
  • Сведения о юридических лицах, связь с которыми по указанному ими адресу (месту нахождения), внесенному в Единый государственный реестр юридических лиц, отсутствует.
  • Сведения о юридических лицах, имеющих задолженность по уплате налогов и/или не представляющих налоговую отчетность более года.
  • Сведения о физических лицах, являющихся руководителями или учредителями (участниками) нескольких юридических лиц [4].

Возвращаясь к вопросу о компетенции работников, поднятому ранее, необходимо отметить, что в 2011 году Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) «Экономическая безопасность» (квалификация «специалист»).

В ответ на действие Министерства образования в 2013 г. Министерство Труда и Социальной защиты Российской Федерации начинает работу над профессиональным стандартом «специалист экономической безопасности». Где указывает, что целью профессиональной деятельности специалиста является обеспечение безопасности личности, общества и государства в сфере социально-экономических отношений. В качестве необходимых знаний стандарт говорит, что работник для исполнения своих трудовых обязанностей использует:

  • Категориально-понятийный аппарат, используемый в теории экономической безопасности.
  • Формы и методы анализа и прогнозирования рисков, применяемые в российской и зарубежной практике
  • Фундаментальные понятия и термины теории риска и моделирования рисковых ситуаций.
  • Теоретические основы методов и моделей анализа и прогнозирования рисков в деятельности организаций

К сожалению, по настоящее время Стандарт находится в процессе утверждения и в план регистрации Стандартов на 2014-2016г.г. не входит [5].

Из чего следует необходимость изучения специалистами экономической безопасности «Эконометрики», «Системного анализа», «Экономико-математического моделирования», «Информатики», «Теории экономических информационных систем».

В заключении несмотря на высказывание Милтона Фридмана – «прогнозировать средние экономические показатели — все равно что уверять не умеющего плавать человека, что он спокойно перейдет реку вброд, потому что ее средняя глубина не больше четырех футов», все ж составим свой небольшой прогноз дальнейшего развития практической части экономической безопасности.

Во-первых, государством созданы условия для создания такой отрасли деятельности как обеспечение экономической безопасности и уже в 2016 году произведен первый выпуск специалистов в данной отрасли. Конкурентами таких специалистов являются кризис-менеджеры. Следовательно, на рынок труда будут выброшены тысячи специалистов по данному направлению, что увеличит конкуренцию и позволит более качественно подобрать работника на предприятие.

Во-вторых, в течении ближайших 5-7 лет имеется высокая вероятность внедрения стандарта экономической безопасности, о котором говорится в монографии «Единые государственные стандарты по обеспечению экономической безопасности хозяйствующих субъектов Российской Федерации». Вероятность внедрения стандарта, косвенно подтверждается активным внедрением на предприятиях риск-менеджмента.

Указанные изменения в последствии могут повлечь за собой уход от используемых в настоящее время стандартных схем построения служб экономической безопасности. Стандартными схемами в данном случае является наличие в штатной структуре предприятия подразделения экономической безопасности или использование возможностей иного предприятия, оказывающего такие услуги на контрактной основе первому.

Данный вывод сделан в связи с тем, что выполнение стандарта экономической безопасности в полном объеме сторонней организацией невозможно, так как никто в здравом уме не передаст информацию о уязвимости предприятия сторонней компании (если они не включены в группу компаний, по примеру ОА «ЛУКОЙЛ» или ПАО «Газпром»).

Следующим существенным моментом является то, что при выполнении требований стандарта специалист безопасности должен быть в каждом отделе, подразделении предприятия. В следствии чего служба безопасности на предприятиях может быть построена по следующему принципу:

  1. Руководитель службы экономической безопасности.
  2. Заместитель руководителя службы экономической безопасности по аналитической работе.
  3. Специалист по экономической безопасности.

Т.е. всего 3 работника, остальные сотрудники службы экономической безопасности будут штатными работниками различных отделов и иметь дополнительные обязанности и двойное подчинение. Организация работы по такой схеме позволит снизить затраты на содержание службы экономической безопасности, не теряя ее эффективности. Данная схема практически закрепит существующую тенденцию в малом и среднем бизнесе.

В отношении используемых ресурсов имеется большая вероятность быстрого развития программно-аппаратных комплексов по расчету рисков предприятия. Первые шаги в данном направлении уже сделаны и на рынок выпущены продукты «Спарк-Интерфакс», «Интегрум», «Фокус-Эльба», осуществляющие расчеты коэффициентов рисков при заключении договоров с контрагентами. Следующим шагом развития данной деятельности предполагаю станут программные комплексы по расчетам рисков уже на самом приятии интегрированные с «1:С Бухгалтерия», «1:С Кадры», специализированными программными продуктами используемыми для упрощения управления предприятием, электронными системами документооборота, к примеру «Lotys Notys».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Воронцов С.А. Правоохранительные органы Российской Федерации. Ростов-на-Дону, 2010. (4-е издание). С. 6-7.
  2. Воронцов С.А. Спецслужбы России. Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / С.А. Воронцов. Ростов-на-Дону, 2012. Сер. Высшее образование (Изд. 3-е, доп. и перераб.). С. 7-21.
  3. Воронцов С.А., Белоусов В.Т. О возможности реализации мобилизационного типа развития России в XXI в. Власть. 2015. №5. С. 23-28.
  4. Безденежных В.М. Стандарт обеспечения экономической безопасности хозяйствующего субъекта \\ Экономика. Налги. Право. 2014г. № 4.
  5. Официальный сайт Федеральной налоговой службы Российской Федерации: https://egrul.nalog.ru/ Дата доступа 19.10.2016г.
  6. Официальный сайт Министерства труда и социального развития Российской Федерации. Программно-аппаратный комплекс «Профессиональные стандарты»: http://profstandart.rosmintrud.ru/ Дата доступа 19.10.2016г.
  7. Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ «О безопасности» //Российская газета Федеральный выпуск N 5374 от 29 декабря 2010 г.
  8. Воронцов С.А., Штейнбух А.Г. О необходимости совершенствования подходов к обеспечению национальной безопасности России в информационной сфере. Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2015. № 9 (64). С. 100-108.
  9. Указ Президента РФ от 17 декабря 1997 г. N 1300 (в редакции Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. N 24).
  10. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года».
  11. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р и мн. др.
  12. Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (в ред. от 08.11.2010 № 144н).
  13. Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»
  14. (Интернет ресурс. Экономическая безопасность многоуровневой системы общественного воспроизводства http://studme.org/10540702/politekonomiya/ekonomicheskaya_bezopasnost_mnogourovnevoy_sistemy_obschestvennogo_vosproizvodstva. Дата доступа 21.10.2016г.)
  15. Кочергина Т.Е. Экономическая безопасность Ростов н/Д.: Феникс, 2011. 448с.
  16. Воронцов С.А., Понеделков А.В. О совершенствовании государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности. Власть. 2016. № 2. С. 126-132.
  17. НиколаевН.В. Формирование финансово-экономической безопасности государства: взаимодействие и взаимозависимость национальных и глобальных процессов// Журнал «Финансовая аналитика: проблемы и решения» 2011 №3(3)
  18. Опарина Н. Н. Оценка эффективности обучения и развития топ-менеджеров. [Электронный ресурс]: http://www.pro-personal.ru/journal/744/308511/, дата обращения 19.09.2016.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *