КOPPУПЦИЯ КAК СOЦИAЛЬНAЯ ПPOБЛЕМA

Статья посвящена исследованию коррупции в современном обществе и в системе здравоохранения через призму общественного восприятия данного феномена. Коррупция рассматривается как социальная проблема, которая имеет явно выраженные системные качества. Также рассматриваются проблемы, снижающие эффективность противодействия коррупции в Российской Федерации. Излагается точки зрения объединения усилий государства, общества, граждан.

КOPPУПЦИЯ КAК СOЦИAЛЬНAЯ ПPOБЛЕМA

ГРНТИ: 10

Коновалов Александр Александрович

кандидат экономических наук, доцент

Ростовский государственный

экономический университет (РИНХ),

кафедра Государственного,

муниципального управления

и экономической безопасности

г. Ростов-на-Дону

E-mail: tornade@mail.ru

 

Якименко Кристина Сергеевна,

Ростовский государственный

экономический университет (РИНХ)

Студент кафедры Государственного,

муниципального управления

и экономической безопасности

г. Ростов-на-Дону

E-mail: kristino4ka_yakimenko@mail.ru

 

АННОТАЦИЯ:

Статья посвящена исследованию коррупции в современном обществе и в системе здравоохранения через призму общественного восприятия данного феномена. Коррупция рассматривается как социальная проблема, которая имеет явно выраженные системные качества. Также рассматриваются проблемы, снижающие эффективность противодействия коррупции в Российской Федерации. Излагается точки зрения объединения усилий государства, общества, граждан.

Ключевые слова: Российская Федерация, система здравоохранения, социальная проблема, общество, коррупция, взятка, сознание, ответственность.

 

 

Коррупция — общественно опасное явление в сфере политики или государственного управления, выражающееся в умышленном использовании представителями власти своего служебного статуса для противоправного получения имущественных и неимущественных благ и преимуществ в любой форме, a равно подкуп этих лиц.

По данным Индекса восприятия коррупции, рассчитываемого сотрудниками международного движения по противодействию коррупции Transparency International в 2015 г. Россия заняла 119 место (набрав 29 баллов), оказавшись в одном ряду с Азербайджаном, Гайаной и Сьерра-Леоне.  Ранее в 2014 году Россия получила 27 баллов и заняла 136 место [1].

IVK_1

Рис. № 1 Индекс восприятия коррупции [2]

Согласно статистических данных Левада-Центра, каждый третий россиянин обеспокоен современным уровнем коррупции и масштабами взяточничества в стране [3]. Более половины россиян считают, что органы власти в значительной степени подвержены коррупции, а треть россиян уверены, что коррупция полностью поразила современную систему управления в стране. Подавляющее большинство респондентов (более 80%) высказали свое мнение касаемо того, что, по сравнению с «лихими девяностыми и криминальными двухтысячными» коррупция не уменьшилась ни на шаг. В подтверждении разрушительной роли коррупции в сознании людей следует указать, что каждый второй россиянин считает, что ее невозможно искоренить, а наибольшее, чего можно достигнуть, так это лишь снизить ее масштабы [4].

По мнению авторов, противодействие коррупции, в первую очередь, является общественной задачей, которая включает в себя весь сверток общественных функций, таких как трудоустройство, повышение квалификации работников, обеспечение их товарами и услугами. Эта задача обладает некими признаками вида социальной деятельности, a именно регулярностью и длительностью существования, содержит точное разделение ролей, понятийный аппарат (свои собственный сленг).

Вместе с тем, сложность борьбы или противодействия коррупции обусловлена так же социальными моментами так в 2013 году, согласно анализу совокупности проведенных исследований, менее половины россиян (45%) были уверены, что их личный, субъективный «протест» взяткам даст результат. Однако, 86% способны лишь сообщить о факте коррупции, но вот испытывать трудности от непривилегированного положения в учреждении здравоохранения – не готовы [5], то есть испытывают двоякое чувство.

Основным источником коррупции как социального явления по мнению авторов является экономическая обстановка в стране. Низовая коррупция обусловлена неэффективным управлением гoсудapственным аппаратом, где жалование государственных и муниципальных служащих является несопоставимым с их компетенцией и уровнем ответственности пpи принятии ими определенного решения, что порождает такие коррупционные составляющие, как «блат», «мзду» и взятки.

К примеру, обращаясь в медицинское учреждение за помощью, пациенты сталкиваются с тем, что для ускорения процесса, необходима стимулирующая выплата – взятка. Чаще всего, объектом свершения факта коррупции выступает плата за получение листка временной нетрудоспособности и разнообразных справок; за качественное проведение операции пациенту (т.е. не «как всем», а с индивидуальным подходом); за подтверждение либо сокрытие медицинских фактов (чаще всего — побоев и иных телесных повреждений); за выписку «нужного» рецепта; за искажение истинной причины смерти (размеры подобных взяток являются одними из самых крупных в медицине); за выдачу «нужных» справок о психическом состоянии пациента [6].

Целью данной работы является изучение коррупции со стороны социологии, ведь коррупция — это, прежде всего, отношение, в котором одна из сторон непременно является представителем власти. С другой стороны, ему противостоит субъект, заинтересованный в получении неких услуг (благ и т.д.), следовательно, это отношение обмена [7]. В данной работе авторы планируют рассмотреть причины возникновения данных отношений их влияние на общество. Опасность, безопасность явления и сделать выводы.

Однозначного взгляда, единой оценки коррупции не существует. Большинство исследователей считают коррупцию источником дезорганизации, общественной «патологией». В то же время лишь немногие обращают внимание на динамику данного социального феномена. С 1996 г. Россия учувствует в расчете Индекса восприятия коррупции, в связи с чем авторы предлагаю на основе данных Transparency International построить график и выявить тренд индекса [8].

IVK_2

Диаграмма № 1 ИВК в России с 1996 по 2015гг. (сдавленно авторами)

При составлении графика и выявления тренда авторами было учтено, что с 2012г. расчет ИВК производится по 100 бальной системе, без изменения общей методики, в связи, с чем данные с 2012 по 2015гг переведены в десяти бальную систему.

В ходе анализа предоставленных данных можно сделать вывод что согласно социологических исследований в стране за последние 20 лет отмечается рост уровня коррупции. Однако если принять во внимание статистическую погрешность (0,9 указанную на сайте Transparency International), то можно предположить, что уровень восприятия коррупции населением остается практически неизменным на протяжении длительного времени.

В 2008 г. правительством России начат реализован ряд мер по созданию целостной системы антикоррупционного регулирования сферы государственной и муниципальной службы. В течение 2008–2009 гг. на приняты антикоррупционный закон, антикоррупционные статьи в несколько законов, в том числе регулирующих государственную службу, пакеты указов Президента РФ, ряд нормативных актов Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти.

Как видно из диаграммы № 1 предпринятые меры являлись действенными с 2008 по 2010 гг. после чего уровень коррупции продолжил расти и при продолжении линии тренда на несколько пунктов вперед также продолжит расти.

Коррупция как социальное явление, заключатся в корыстном использовании должностным лицом своего служебного положения для личного обогащения. При коррупции используется не только непосредственно служебное положение, но и основанные на нем авторитет, возможности, связи.

На взгляд авторов неизменность ИВК в России в течении длительного времени можно объяснить следующими факторами:

  1. Население понимает под коррупцией, прежде всего, нелегальные денежные операции (например, взяточничество, мошенничество, казнокрадство) с участием представителей органов власти, и, в меньшей мере, операции, которые не включают деньги (такие, например, как блат, протекционизм, кумовство, подношения, подарки, превышение полномочий, злоупотребление общественной собственностью) [9].
  2. Стереотип населения о неприятии коррупции, успешно уживается со «стереотипом терпимости», который способствует её популяризации, а «высокая степень публичного осуждения коррупции на деле не подкрепляется личной мотивацией».
  3. Такое положение приводит к равновесию, которое, по нашему мнению, нашло выражение в третьем стереотипе «неискоренимости коррупции». Этот стереотип подтверждается данными о пессимистическом настроении населения в отношении возможности решения проблемы. «На вопрос о возможности победить коррупцию в Ростовской области ответ практически всегда был однозначен – 78,7% респондентов не верят в то, что коррупция на Дону будет когда-либо побеждена» [10].

При рассмотрении коррупции с точки зрения социологии, можно построить таблицу мнений некоторых исследователей о данной проблеме:

Исследователи Мнение о проблеме коррупции
  Г. Блумер Социальные проблемы суть продукты процесса коллективного определения, а не набор каких-то объективных социальных условий. Коррупция — это вопрос интерпретации, восприятия реальности. Социологическому узнаванию и признанию явления в качестве социальной проблемы предшествует ее обозначение как таковой со стороны.
  П. Бергер,  Т. Лукман Утверждают, что хотя реальность социально определена, само ее определение воплощается в конкретных индивидах и группах, которые творят это определение.
  С. Чибнелл, П. Саундерс Коррупция – это один из видов классификации поведения, достигнутого в результате переговоров, нежели качество, внутренне присущее определенному типу поведения. Они продемонстрировали, как интерпретация одного и того же действия может изменяться в зависимости от специфики социального контекста и запаса знаний.

Таблица № 1 (составлено авторами)

По мнению большинства отечественных и зарубежных авторов коррупция (с социальной точки зрения) — это система взаимоотношений между определенными слоями населения, модели коррупции могут выглядеть следующим образом:

  • представитель власти — субъект бизнеса;
  • чиновник–политик;
  • представитель власти — индивиды, решающие свои частные проблемы, не связанные с бизнесом или политикой.

Механизм коррупции — это:

а) двусторонняя (или более стороння) сделка, при которой лицо, находящееся на государственной или иной службе, нелегально «продает» свои служебные полномочия, услуги и связанные с ним возможности, физическим и юридическим лицам, группам (в том числе организованным преступным формированиям), а «покупатель» получает возможность использовать государственную либо иную структуру в своих целях: для обогащения, законодательного оформления привилегий, ухода от предусмотренной законом ответственности, и т. п.;

б) вымогательство служащим взятки, дополнительного вознаграждения;

в) инициативный, активный подкуп служащих, нередко с одновременным сильным психическим воздействием на них.

С социальной точки зрения для устранения или уменьшения уровня коррупции необходимо убрать личные отношения из профессиональной деятельности. Благосклонное отношение к неформальным отношениям в служебной сфере, их поддержка позволяют скорректировать явно коррупционные действия таким образом, чтобы внешне они выглядели именно как неформальные. Так, взятка, замаскированная под благодарность или ответную услугу, не только труднее квалифицируется как коррупционное деяние, но и с этической стороны выглядит вполне пристойно. Таким образом, популярность неформального общения способствует коррупции, создавая ей идеальный камуфляж.

К сожалению, такое простое решение проблемного вопроса невозможно т.к., существует большое количество и российских, и зарубежных исследований, в которых доказывается принципиальная неустранимость личных отношений из сферы принятия государственных и муниципальных решений.

Наиболее спорной и проблемной частью исследования коррупции  является ее воздействие на экономический рост и развитие страны. К удивлению, многими авторами признается функциональность коррупции в плане ускорения принятия государственного решений, оживления экономической деятельности и предпринимательства, но только в странах, страдающих от излишнего государственного вмешательства (М. Олсон, К. Фридрих и др.). К примеру, автор часто цитируемой по этому вопросу статьи Н. Лефф считал, что коррупция в форме взяток позволяет преодолеть многочисленные жесткие правила, устанавливаемые властями развивающихся стран. И хотя взятка идет в карман чиновнику, а не государству (в чем ее негативная сторона), эффективность распределения ресурсов при этом повышается [11]. В рамках этого подхода коррупция связывается с чрезмерным вмешательством государства в экономические процессы. Поэтому коррупция может быть вполне функциональна, поскольку является противовесом излишней бюрократизации. Она выступает средством ускорения процессов принятия управленческих решений и способствует эффективному хозяйствованию. Следует отметить, что эти положения первоначально были сформулированы для стран с централизованно-управляемой экономикой, к каковым относилась и Россия.

Принимая во внимание высказывание о пагубности коррупции для экономики, авторы провели исследование взаимосвязи коррупции, и роста ВВП за период времени с 1996 по 2015гг. Данные о процентном росте ВВП получены из открытых источников [12].

IVK_3

Диаграмма № 2. Взаимосвязь коррупции и экономики

(составлено авторами, на основании данных полученных из открытых источников).

Как видно из диаграммы № 2, тренд роста ИВК сопровождается уменьшением тренда ВВП, то указывает на их взаимосвязь в долгосрочной перспективе. Однако, в связи с невозможностью корреляции показателей и отслеживанием изменений (из-за малых данных) однозначно заявить об их односторонней или двухсторонней связи авторы нем могут.

Нередко сторонники положительного воздействия ссылаются на опыт стран Юго-Восточной Азии в период с 1965 г., демонстрировавших значительный рост и одновременно высокий уровень коррупции. Однако экономический рост являлся результатом целого набора факторов, и влияние коррупции в данном случае неясно. Можно предположить, что главное — насколько экономика эффективна изначально. Если изначально она не эффективна, то коррупция может стимулировать более эффективное поведение и рост. В случае же, если экономика достаточно эффективна, то коррупция может внести искажения в ориентиры роста, что, в свою очередь, негативно скажется на экономике [13].

Весьма важную роль в ограничении негативного влияния коррупции на общество и экономику имеет степень ее организованности и предсказуемость. Сотрудничество бюрократических структур (и политиков) в установлении размеров взяток и выполнении обязательств коррупционерами могут существенно ослабить ее отрицательное воздействие. В качестве примера сотрудничества во взяточничестве иногда приводят СССР, где различные бюрократии кооперировались в определении размера взяток, а КГБ отслеживал возможные отклонения [14].

Подводя итог исследованию коррупции как социальной проблеме, на основе приведенных данных можно сделать несколько выводов и дать предложения по решению проблемы коррупции:

         Выводы:

  1. С точки зрения социологии коррупция это одна из форм девиатного поведения между некоторыми слоями населения, ошибочно рассматриваемая системой взаимоотношений в целом.
  2. С точки зрения социологии понятие коррупция не включает в себя часть действий признаваемых коррупцией с юридической стороны (такие, как блат, протекционизм, кумовство, подношения, подарки, превышение полномочий, служебный подлог).
  3. С точки зрения социологии положительные и отрицательные стороны коррупции нивелируются в различных ситуациях и при наличии дополнительной информации о действии могут менять положительное или отрицательное значение на противоположное.

При изучении темы коррупции авторами, прежде всего, были изучены законодательные акты (отражающие мнение государства о данной проблеме). В ходе изучения ФЗ РФ «О противодействии коррупции», УК РФ, Указ Президента РФ «О Национальном плане противодействия коррупции на 2016 — 2017 годы» была выявлена коллизия права, заключающаяся в том, что с одной стороны государство признает коррупцию системой противоправных отношений, с другой стороны коррупционные преступления ст. 159, 160, 169, 170, 285, 285.1, 285.2, 285.3, 286, 289, 290, 291, 292, 304 УК РФ разрознены по уголовному кодексу и не объединены в один вид.

С точки зрения авторов коррупция носит отрицательный характер. При этом, по мнению авторов государство ошибочно борется с коррупцией как с системой взаимоотношений, несомненно более целесообразна была бы борьба с личностным проявлением коррупции.

В заключении хотелось отметить, что в последнее время тема коррупции носит еще и объединяющий общественный характер. Регулярное проведение групповых дискуссий на общественно-политические темы показывает, что есть три вопроса, обсуждение которых сильно задевает респондентов. Это проблемы российско-американских отношений, миграция и коррупция. На другие темы люди говорят спокойно, но, как только речь заходит об этих трех, эмоции начинают бить через край. [15].  И если говорить о прогнозировании развития ситуации, то большинство респондентов Левада-центра (60%) прогнозируют в наступающем году скандальные отставки чиновников [16].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Интернет-ресурс: http://transparency.org.ru/indeks-vospriiatiia-korruptcii/indeks-vospriiatiia-korruptcii-2015-rossiia-podnialas-na-119-mesto. Дата доступа 24.12.2016г.
  2. Интернет-ресурс: http://transparency.org.ru/indeks-vospriiatiia-korruptcii/indeks-vospriiatiia-korruptcii-2015-rossiia-podnialas-na-119-mesto. Дата доступа 24.12.2016г.
  3. Левада – Центр. Опрос проведен 19 – 24 февраля 2016 года «Проблемы, наиболее тревожащие население». Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.levada.ru/2016/03/28/naibolee-trevozhashhie-problemy/ Дата доступа 24.12.2016г.
  4. Левада – Центр. Опрос проведен 19 – 24 февраля 2016 года «Проблемы, наиболее тревожащие население». Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.levada.ru/2016/03/28/naibolee-trevozhashhie-problemy/ Дата доступа 24.12.2016г.
  5. Богма К.А. СОЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА РАЗРУШИТЕЛЬНОЙ СИЛЫ КОРРУПЦИИ ДЛЯ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИИ // Ростовский научный журнал. 2016. – Т.5 №8 – С. 39-49.
  6. Богма К.А. СОЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА РАЗРУШИТЕЛЬНОЙ СИЛЫ КОРРУПЦИИ ДЛЯ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИИ // Ростовский научный журнал. 2016. – Т.5 №8 – С. 39-49.
  7. Быстрова А., Сильвестрос М. Феномен коррупции: некоторые исследовательские подходы. Источник: http://www.i-u.ru/biblio/archive/bistrova_fenome/. Дата доступа 26.12.2016г.
  8. Интернет-ресурс: http://transparency.org.ru/indeks-vospriiatiia-korruptcii/blog/stranitca. Дата доступа 29.12.2016г.
  9. Леонтьева Э.О. ВОСПРИЯТИЕ КОРРУПЦИИ В СТЕРЕОТИПАХ МАССОВОГО СОЗНАНИЯ РОССИЯН // ЖУРНАЛ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ И СОЦИОЛОГИИ ПОЛИТИКИ «ПОЛИТИЯ. АНАЛИЗ. ХРОНИКА. ПРОГНОЗ» 2010. — № 1 (56). – с. 45-51.
  10. Леонтьева Э.О. ВОСПРИЯТИЕ КОРРУПЦИИ В СТЕРЕОТИПАХ МАССОВОГО СОЗНАНИЯ РОССИЯН // ЖУРНАЛ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ И СОЦИОЛОГИИ ПОЛИТИКИ «ПОЛИТИЯ. АНАЛИЗ. ХРОНИКА. ПРОГНОЗ» 2010. — № 1 (56). – с. 45-51.
  11. Быстрова А., Сильвестрос М. Феномен коррупции: некоторые исследовательские подходы. Источник: http://www.i-u.ru/biblio/archive/bistrova_fenome/. Дата доступа 26.12.2016г.
  12. Интернет-ресурс: http://investorschool.ru/vvp-rossii-po-godam/ Дата доступа 29.12.2016г.
  13. Интернет-ресурс: http://investorschool.ru/vvp-rossii-po-godam/ Дата доступа 29.12.2016г.
  14. Горный М.Б. Коррупция и борьба с ней, роль гражданского общества. СПб., 2000, 272 с. Источник: http://www.studfiles.ru/preview/427207/page:1/. Дата доступа 03.01.2017г.
  15. Левада – Центр. Аналитика. Фактор Улюкаева. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.levada.ru/2016/12/01/faktor-ulyukaeva/ Дата доступа 03.01.2017г.
  16. Левада – Центр. СОЦИОЛОГИ РАССКАЗАЛИ ОБ ОЖИДАНИЯХ РОССИЯН В 2017. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.levada.ru/2016/12/23/sotsiologi-rasskazali-ob-ozhidaniyah-rossiyan-v-2017-godu/ Дата доступа 03.01.2017г.
  17. Федеральный закон от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (ред. от 15.02.2016 г.) // «Собрание законодательства РФ». — 2008. — № 52 (ч. 1) — ст. 6228.
  18. Воронцов С.А. Об использовании в противодействии коррупции в России основных принципов зарубежных антикоррупционных технологий, показавших высокую эффективность. Юристъ — Правоведъ. 2011. № 1. С. 88-94.
  19. «О Национальном плане противодействия коррупции на 2014 — 2015 годы»: Указ Президента РФ от 11.04.2014 № 226 (ред. От 15.07.2015 г.) // «Собрание законодательства РФ». — 2014 г. — № 15. — ст. 1729.
  20. «О Национальном плане противодействия коррупции на 2016 — 2017 годы»: Указ Президента РФ от 01.04.2016 г. № 147 // «Собрание законодательства РФ». — 2016 г. — № 14. — ст. 1985.
  21. Воронцов С.А., Понеделков А.В. О совершенствовании государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности. Власть. 2016. № 2. С. 126-132.
  22. Воронцов С.А., Михайлов А.Г. О роли средств массовой информации в противодействии коррупции. Философия права. 2012. № 2 (51). С. 109-114.
  23. Воронцов С.А. О факторах, снижающих эффективность оперативно-розыскного противодействия коррупции. Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2014. № 6 (49). С. 110-114.
  24. Выступление на заседании Совета при Президенте по борьбе с коррупцией. Доступ: http://law.vl.ru/forum/viewtopic.php?p=652.Дата обращения: 10.12.2016.

 

Добавить комментарий