ПРОКУРАТУРА РОССИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

В статье исследуются функции прокуратуры в историческом и современном аспектах.

ПРОКУРАТУРА РОССИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

ГРНТИ: 10

Афанасьев Дени Валерьевич,

Южный федеральный университет

студент Юридического факультета

г. Ростов-на-Дону

E-mail: love1945history@gmail.com

PROSECUTOR’S OFFICE OF RUSSIA: HISTORY AND MODERNITY

Afanasyev Denis V.,

1st year student of the Law Faculty

of the Southern Federal University

Rostov-on-Don

E-mail: love1945history@gmail.com

АННОТАЦИЯ:

В статье исследуются функции прокуратуры в историческом и современном аспектах.

REVIEW:

The article examines the prosecutor’s function in the historical and contemporary aspects.

 

Ключевые слова: прокуратура, предварительное следствие, надзор, координация, уголовное преследование.

 Keywords: prosecutor, the preliminary investigation, supervision, coordination, criminal prosecution.

Прокуратура Российской Федерации это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации [1]. Роль и место прокуратуры в системе государственных органов с одной стороны достаточно изучены, так как по проблемам становления и функционирования прокуратуры проведено множество исследований, опубликовано много научных статей, защищено диссертаций. В то же время имеется ряд дискуссионных вопросов. Мнения по вопросам, к какой ветви власти принадлежит прокуратура, оптимальна ли ее структура и ее функции и сегодня вызывают много споров.

Чтобы разобраться с настоящим прокуратуры, необходимо изучить ее прошлое. Возникновение прокуратуры справедливо связывают с именем Петра Великого, с приходом которого к власти начался период великих реформ и мобилизационного строительства России [2]. С его приходом к власти Россия встала на путь абсолютизма.

Внутриполитическая обстановка в стране в этот период была крайне сложной. Заговоры и мятежи против политики реформ со стороны консервативно настроенных бояр и крестьянства возникали постоянно, поэтому политико-полицейская функция государства вышла на первый план. Обстановка требовала создания постоянно действующих государственных органов по борьбе с преступлениями против власти, способных не только пресекать антигосударственную деятельность, но и предупреждать зарождение государственных преступлений, устранять причины и факторы, их порождающие, вести следствие по делам о мятежах. Петр создал новые органы управления страной, которые сосредоточили в своих руках огромный спектр полномочий [3].

12 января 1722 года был издан указ, согласно которому была учреждена непосредственно прокуратура. Главная задача нового учреждения — «уничтожить или ослабить зло, проистекающее из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония». Во главе Сената был поставлен генерал-прокурор [4], а его заместителем и помощником был обер-прокурор [5]. С позиций сегодняшнего дня прокуратура была создана для надзора за деятельностью чиновников, для противодействия коррупции и установления надзора за законодательством.

Обер-прокурор имел следующие функции: осуществлял гласный надзор за деятельностью всех учреждений страны, руководил Сенатом, вносил дела на рассмотрение Сенатом. Также через него проходили все дела, рассматриваемые Сенатом. Он созывал заседания Сената и выступал в качестве его председателя, имел право докладывать императору о неправомерных действиях Сената, обладал законодательной инициативой [6].

Анна Иоанновна продолжила преобразования Петра и в 1731 году прокурорский надзор был введён по всей стране. 2 апреля 1731 года Сенатом был издан Указ «Об определении прокуроров в Юстиц-коллегию и в губернии, и о сочинении им Инструкции для порядочного отправления дел по их должности».  Сама инструкция была принята 3 сентября 1733 года.

В задачи прокуроров согласно инструкции, входило: посещение тюрем, составление списков, взятых под стражу, наблюдение за питанием арестантов, освидетельствование умалишенных, другие надзорные функции

В 1741 г. императрица Елизавета Петровна ликвидировала Кабинет министров, а Сенату были возвращены прежние функции и полномочия [7]. Новой ступенью в развитии прокуратуры является принятие указа «О правах Сената» и «Манифеста об учреждении министерств». В 1802 году манифестом был изменены задачи министра юстиции: управление личным составом судебной системы, общий надзор за судебными органами, реформирование судебных органов, охрана прав дворянства на землю.

Таким образом, с момента образования прокуратура была авторитетным государственным органом, наделенным широкими полномочиями. Но уже к началу 19 века она утратила часть полномочий и былое влияние. Из органа надзора за правопорядком и исполнением законодательства прокуратура превратилась в полицейский орган феодального государства для защиты и охраны прав и привилегий высших слоев общества.

Следует отметить, что в рассматриваемый период российская экономика находилась в состоянии глубокого кризиса, что привело к высокой социальной напряженности, которая негативно влияла на проблемы устойчивости политической системы. Государственный аппарат неэффективно справлялся со своими функциями. Неожиданная смерть государя вдали от российской столицы, растерянность его окружения и наследников привели к восстанию декабристов, которое произвело неизгладимое впечатление на руководителей России и наложило свою печать на всю внутреннюю политику последующих десятилетий. Это первое революционное выступление против самодержавия повлекло за собой коренную реорганизацию правоохранительной системы [8]. Прокуратура теперь осуществляла надзор за законностью в проведении расследования, судопроизводства и исполнения решения суда, а также поддержания обвинения в процессе. Прокуратура получила исключительное полномочие – судебный надзор. Общий надзор – на усмотрение министра юстиции [9].

Во время контрреформ Александра 3 были попытки пересмотреть судебные уставы, регулирующие деятельность прокуратуры, но пришли выводу о том, что «деятельность прокурорского надзора в настоящее время представляется более или менее удовлетворительной, а прокуратура не нуждается ни в каких организационных изменениях; замеченные же недостатки могут быть устранены увеличением личного состава, возвышением его материального положения и находящимися в распоряжении министра юстиции мерами». До 1917 года прокуратура особым изменениям не подвергалась,

После Октябрьской революции 1917 года большевики ликвидировали все царские органы управления. Декретом о суде №1 от 24 ноября 1917 г. была ликвидирована прокуратура. В соответствии со ст. 8 Декрета для борьбы против контрреволюционных сил в видах принятия мер ограждения от них революции и ее завоеваний, а равно для решения дел о борьбе с мародерством и хищничеством, саботажем и прочими злоупотреблениями торговцев, чиновников и прочих лиц, учреждались рабочие и крестьянские революционные трибуналы. Для производства по этим делам предварительного следствия образовывались особые следственные комиссии [10].

Общий надзор был рассредоточен по многим ведомствам, полномочия прокуратуры находились в руках совершенно разных органов власти.  Естественно это привело к ненадлежащему исполнению функции надзора, что не могло не отразиться на судебной системе в целом.

В мае 1922 года было принято положение о прокурорском надзоре, в котором отмечалось: в целях осуществления надзора за соблюдением законов и в интересах правильной постановки борьбы с преступностью Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет постановляет возложить на Прокуратуру:

а) осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти;

б) непосредственное наблюдение за деятельностью следственных органов дознания в области раскрытия преступлений, а также за деятельностью органов Государственного Политического Управления;

в) поддержание обвинения на суде;

г) наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей [11].

Прокуратуре было поручена защита прав и свобод коллектива, а не индивида или личности, как это установлено в демократических странах. На нее возлагался надзор за законностью действий центральных и местных органов власти и управления, она возбуждала уголовные дела против должностных и частных лиц, осуществляла надзор за производством дознания и предварительного следствия, поддерживала обвинения в суде, опротестовывала приговоры и определения судов в кассационном и надзорном порядке, вела надзор за местами заключения.

В июне 1933 г. была образована Прокуратура СССР. На нее были возложены обязанности по надзору за соответствием постановлений и распоряжений ведомств, республиканских и местных органов Конституции и всему законодательству Союза, обязанности по судебному надзору, по возбуждению уголовного преследования и поддержанию обвинения, надзору за законностью действий правоохранительных органов. В соответствии с этим упразднялась Прокуратура Верховного Суда СССР, а ее функции передавались Прокурору Союза.

В декабре 1933 года было принято Положение о Прокуратуре Союза ССР. Этот акт имел колоссальное значение для установления принципов единства и подчиненности внутри прокурорской системы. Положение также закрепляло военную и транспортную прокуратуры в качестве структурных подразделений Прокуратуры СССР.

Учреждение Прокуратуры СССР завершало строительство системы прокурорских органов Советского государства. Однако полного единства эта система не достигла, так как прокуратуры союзных республик находились в ведении наркоматов юстиции, хотя общее руководство деятельностью республиканских прокуратур оставалось за Прокурором Союза ССР. Образование в этот период специальных судов на транспорте (железнодорожных линейных и водных транспортных) обусловило и создание специальных прокуратур железнодорожного и водного транспорта.

Конституция 1936 г. завершила централизацию системы прокурорских органов страны, подчинив республиканские прокуратуры органам Союза. Статус прокуратуры повысился: она вышла из подчинения правительства и стала зависеть только от высшего органа власти Союза — Верховного Совета [12].

24 мая 1955 года вышел указ «О прокурорском надзоре в СССР». Он детализировал виды осуществления надзора, функции прокуратуры в органах предварительного следствия и органов дознания. Были проведены границы полномочий прокуроров.

Существенные изменения функций прокуратуры были установлены Конституцией СССР 1977 года: высший надзор за точным и единообразным исполнением законов всеми министерствами, государственными комитетами и ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями, исполнительными и распорядительными органами местных Советов народных депутатов, колхозами, кооперативными и иными общественными организациями, должностными лицами, а также гражданами возлагался на Генерального Прокурора СССР и подчиненных ему прокуроров. Уже тогда прокуратура не была отнесена ни к одной из ветвей власти. Хотя находилась в ведении и исполнительной и законодательной власти. Дальнейшее развитие прокуратуры нашло отражение в законе от 30 ноября 1979 года «О прокуратуре», который детализировал и закрепил уже имеющиеся у прокуратуры функции.

После распада СССР каждая республика, входившая в союз, создала свою прокуратуру. Не исключение и РСФСР. В 1992 году 17 января был принят закон «О прокуратуре», в котором регламентировалась деятельность прокуратуры, устанавливались задачи и полномочия.

Прокуратура Российской Федерации действует на основании принципов единства, централизации, законности, независимости, гласности, внепартийности, которые взаимосвязаны и находятся в органическом единстве.

Систему прокуратуры РФ составляют Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные организации, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.

В Генеральной прокуратуре образована на правах структурного подразделения Главная военная прокуратура, а также действует научно-консультативный совет для рассмотрения вопросов, связанных с организацией и деятельностью органов прокуратуры.

В структуре Генеральной прокуратуре РФ образованы управления федеральных округах, которые являются самостоятельными структурными подразделениями Генеральной прокуратуры РФ с дислокацией в центрах федеральных округов. Данные управления обеспечивают соблюдение положение Конституции РФ и федеральных законов на территории федерального округа; надзирают за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти в федеральном округе; координируют деятельность по борьбе с преступностью в федеральном округе; руководят деятельностью прокуратур субъектов РФ в округе по надзору за исполнением законов в сфере государственного строительства и федерализма.

Территориальные органы прокуратуры образованы в соответствии административно-территориальным устройством РФ. В субъектах РФ созданы прокуратуры республик, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения. Прокуратуры субъектов, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры, включают в себя управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений).

В городах и районах образованы прокуратуры городов и районов, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры, а также межрайонные прокуратуры, осуществляющие свои полномочия на территории ряда районов.

К специализированным прокуратурам, необходимым для обеспечения законности в сферах деятельности, имеющих важное значение для нормальной жизнедеятельности личности, общества, государства относятся: военные прокуратуры, транспортные прокуратуры, природоохранные прокуратуры, прокуратуры на особо режимных объектах и в закрытых административно-территориальных образованиях.

Система транспортных прокуратур создана для обеспечения надзора за исполнением законов на железнодорожном, воздушном, морском и речном транспорте. Эта система построена с учетом сети железных дорог, портов приписки и других факторов, по трехзвенной схеме, в соответствии с  которой в субъектах РФ образованы районные (межрайонные) транспортные прокуратуры. В федеральных округах действуют транспортные прокуратуры на правах прокуратур субъектов РФ [13].

В соответствии со ст. 1 Закона о прокуратуре прокуратура РФ осуществляет:

1) надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

2) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом РФ, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

3) надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

4) надзор за исполнением законов судебными приставами;

5) надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

6) уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ;

7) координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

8) возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом РФ об административных правонарушениях и другими федеральными законами.

9) Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством участвуют в рассмотрении дел судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов, но при этом они не уполномочены законом осуществлять надзор за судами.

10) Участие в правотворческой деятельности.

11) Проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов.

Казалось бы, многие функции возвращены прокуратуре, но дискуссия о возвращении функции предварительного следствия не завершена, значит в структуре и функциях прокуратуры возможны дальнейшие изменения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 N 2202-1-ФЗ (действующая редакция, 2016). Доступ: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_262/
  2. Воронцов С.А., Белоусов В.Т. О возможности реализации мобилизационного типа развития России в XXI в. Власть. 2015. № 5. С. 23-28.
  3. Воронцов С.А. Правоохранительные органы. Спецслужбы. История и современность. Ростов-на-Дону, 1998. Сер. Учебники и учебные пособия. С. 76-85.
  4. История государственных учреждений дореволюционной России. Н.П. Ерошкин. 1968.
  5. История России с древнейших времен до наших дней. Сахаров А. Н. 2012.
  6. История государственных учреждений дореволюционной России. Н.П. Ерошкин. 1968.
  7. История отечественного государства и права. В.Н. Бабенко. 2016.
  8. Воронцов С.А. Спецслужбы России. Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / С.А. Воронцов. Ростов-на-Дону, 2012. Сер. Высшее образование (Изд. 3-е, доп. и перераб.). С. 116-122.
  9. История отечественного государства и права. О. И. Чистяков. 2006.
  10. Воронцов С.А. Спецслужбы России. Учебник / Ростов-на-Дону, 2016. (4-е издание, дополненное и переработанное). С. 200-215.
  11. Постановление ВЦИК от 28 мая 1922 г. «Положение о прокурорском надзоре».
  12. История отечественного государства и права. О. И. Чистяков. 2006.
  13. Воронцов С.А. Правоохранительные органы Российской Федерации. Ростов-на-Дону, 2010. (4-е издание). С. 149-175.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *